Рост на кризисе

Итоги вступительной кампании 2009 г. в России оказались необычайно успешными для западных бизнес-школ и университетов. Поток желающих уехать на Запад за бизнес-образованием увеличился почти наполовину, на другие типы академических программ – на четверть

Значительную часть результатов россияне продолжают присылать в школы бизнеса США (55% в 2009 г. против 72% в 2005 г.), но в целом за последние пять лет географические предпочтения изменились. В 2009 г. впервые около 3% всех анкет было отправлено в российские школы. Всего в исследовании GMAC участвовали четыре российские бизнес-школы, говорит Мюррей: «Мирбис», «Сколково», Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА), ВШМ СПбГУ. Последняя школа заняла 5-е место в топ-10 популярных у россиян школ (см. таблицу 1). Ее магистерская программа – Masters of International Management (входит в панъевропейскую программу MIM CEMS) – стала 4-й по востребованности, обойдя программы MBA от London Business School, Stanford University и University of Pennsylvania (см. таблицу 2).

В 2009 г. 1879 россиян – почти на 20% больше, чем годом ранее, – отправили тест GMAT в бизнес-школы (сдано 4322 теста, в среднем один человек отправлял результаты своего теста в 2,3 бизнес-школы), по данным компании Graduate Management Admission Council, которая проводит обязательный для поступающих во многие западные бизнес-школы тест GMAT. Это наивысший показатель в Восточной Европе (в Болгарии сдано 1568 тестов, Румынии – 1288, на Украине – 1171) и четвертый в Европе. Самыми активными в прошлом году были немцы (3409 человек), потом французы (3010 человека) и англичане (1989 человек).

В 2000 г. желающих получить бизнес-образование в России было около 300 человек. Потом начался постепенный рост спроса на MBA, но кризис его ускорил – за две последние вступительные кампании, в 2008–2009 гг., число россиян, подавших документы на поступление в бизнес-школы и университеты, выросло на 42%.

«Исторически рецессия обычно стимулирует население получать full-time образование, – объясняет эксперт GMAC Марина Мюррей. – В мировом масштабе в прошлом году было сдано 265 613 тестов – это максимальный результат за всю историю существования GMAT. Но затяжной спад снижает активность в этой сфере». Так, спрос на MBA в основном растет за счет стран Азии и США (правительство которых выделило гранты на обучение).

Новое направление

ВШМ СПбГУ начала в обязательном порядке принимать GMAT у желающих поступить на ее программы с 2008 г. В 2010 г. средние и максимальные баллы по тестам, например, на магистерскую программу, составили: TOEFL – 612/663, GMAT – 631/760. За это время тест сдало около 250 человек (из них около 200 – россияне), поступило 200 человек. Обязательная сдача теста стала одной из причин, по которой студенты обратили внимание на школу, считает и. о. декана школы Игорь Баранов.

Для поступления в три другие школы, упомянутые GMAC, сдавать тесты не нужно. Но «Сколково» все равно получило несколько результатов, хотя и немного, говорит представитель школы Кира Кирюхина. Две другие школы попали в отчет, потому что с прошлого года заполняют специальные отчеты GMAC.

Не только MBA

Растет отток студентов за границу не только за MBA, но и по другим академическим программам. Если в 2008 г., по данным ЮНЕСКО, из России учиться за границу по различным академическим программам уехало 41 000 человек, то в 2009 г. их стало почти на 25% больше – уже 50 724 человека, хотя до этого ежегодный рост не превышал 5–7%.

Алла Жаворонкова, руководитель группы по работе с бизнес-школами компании Begin Group, говорит, что во многом увеличение числа студентов из России наблюдалось за счет тех, кто едет учиться на магистерские программы: это в основном люди, которые попали под сокращение, но имели накопления или просто те, кто предпочел уехать на время кризиса за границу.

Например, Виктор Бурыкин, студент full-time MBA-программы INSEAD, до этого сотрудник консалтинговой компании Roland Berger Strategy Consultants, уехал, чтобы «структурировать знания, немного отдохнуть, посмотреть варианты развития, поскольку, сидя в Москве, это сложно сделать». «Еще хотелось получить хороший западный диплом, который признавался бы везде. Что будет в России через 10 лет – неизвестно, и лучше иметь диплом, который будет ценностью в глазах потенциальных зарубежных работодателей», – объясняет он свой выбор.

Правда, в целом в INSEAD в кризис число россиян по отношению ко всем остальным национальным группам уменьшилось. В 2010 г. в школе учится 994 студента MBA, из них 25 россиян (2,5%), а в 2008 г. россиян было столько же, но они составляли уже 2,7% от 919 студентов, а, например, в 2009 г. наших было всего 2%, говорит представитель школы Лусиль Лафаури.

Виктория Пралич, исполнительный директор компании MBA Consult (консультирует поступающих в западные школы), утверждает, что кризис привел не к росту, а, напротив, к снижению спроса на MBA. Те, у кого есть работа, не спешат тратить время и деньги на обучение. Более того, весь процесс поступления занимает больше года. И если кандидат сдал тест, далеко не факт, что в этот же год он подает документы. Многие осознали, что тест GMAT действителен в течение пяти лет после сдачи (TOEFL/IELTS – два года), поэтому сдают их, когда могут, готовясь к поступлению заранее. Но спрос на бизнес-обучение будет расти в сегменте магистерских программ, – для поступления на большинство серьезных MS-программ нужно сдавать GMAT и TOEFL, добавляет Пралич.

Екатерина Вагнер, студентка программы Master of Science in Marketing Management в EDHEC Business School, покинула Microsoft Rus., решив использовать это как шанс получить западное образование. Она окончила МГПУ и рассчитывает за год обучения и стажировку в европейской компании освоить практический маркетинг и устроиться на работу в европейский офис Google или Apple. Гергана Гинчева, профессор EDHEC Business School, говорит, что студентов из СНГ становится все больше, потому что школа активно привлекает их, участвуя в выставках.