Восстание лесов

Защитники Химкинского леса убедили страну, что его рубить нельзя, выяснил «Левада-центр». Их успех могут повторить защитники Цаговского леса: жители Жуковского настроены его отстоять

Спустя месяц после начала общественной дискуссии большинство россиян (66%) симпатизируют активистам, выступающим против прокладки скоростной трассы Москва – Петербург через Химкинский лес (опрошены 1600 человек 17–21 сентября). Лишь 32% ничего не слышали о проблеме этого леса. Акции протеста защитников леса, на которые обратили внимание партия власти и президент, дали свои результаты, констатирует Денис Волков из «Левада-центра».

Идея строительства подъездной дороги трассы М5 до Жуковского появилась после проведения МАКС-2007, однако несколько раз строительство откладывалось. Как показали данные соцопроса, проведенного «Левада-центром» 22–26 сентября среди жителей Жуковского, люди активно обсуждают возможные экологические последствия от вырубки леса и почти 8% опрошенных готовы принять участие в акциях протеста против строительства дороги. 70% считают, что прокладка дороги принесет скорее больше вреда, чем пользы, а в общей сложности 90% опрошенных уверены, что нынешний проект дороги через лес разработан в интересах мэра Жуковского и бизнес-структур. При этом 55% опрошенных обсуждали проблему со своими знакомыми или близкими, а 36% расписались в обращениях против строительства дороги.

У защитников Цаговского леса есть шанс на то, чтобы на проблему экологии обратили внимание высшие должностные лица страны, уверена активистка в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова. По ее словам, постепенно население понимает, насколько важна экология для здоровья, и внимательнее относится к природе. По данным «Левада-центра», 60% поддерживают акции против строек, ухудшающих окружающую среду, а 17% готовы в них участвовать.

Проблема обоих лесов схожа, но готовность действовать разная, отмечает Волков: чтобы проблема Цаговского леса вышла на федеральный уровень, необходимы профессиональные действия общественных организаций, как это было в случае с Химками, а в Жуковском общественность не структурирована.

Пример с трассой Москва – Петербург показал, что профессионализация НКО и зеленых движений растет, что может быть свидетельством развития гражданского общества, но непонятно, хватит ли первых успехов на два леса, отмечают в «Левада-центре».

Цаговский лес не будет обсуждаться так, как Химкинский, уверен руководитель общественного совета «Единой России» Алексей Чеснаков. Но партия, безусловно, будет уделять большое внимание экологии.