Фестиваль современной музыки в Тироле показал, что Россия богата композиторами

Фестиваль современной музыки в Тироле показал, что Россия богата хотя бы композиторами

Все фестивали современной музыки немного похожи друг на друга – со специфической публикой, обилием дискуссий, неформальной атмосферой в зале и бесплатным бокалом вина в антракте. Но фестиваль современной музыки в австрийском Шваце Klangspuren («Следы звука») особого рода. Он проходит в 17-й раз и уже не первый год занят не только концертами, но и образовательными программами. Программы длятся весь год и посвящены как взрослым, с которыми музыканты и критики регулярно встречаются в кафе, так и детям. Последних каждую неделю водят по тирольским лесам в поисках новых звуков, а затем обучают основам современной композиции. Почти каждый ребенок сочиняет в итоге собственный опус (на молодежные композиторские курсы приезжают со всей Европы). Плюс ко всему по тирольским городам и весям постоянно разъезжает «музыкальный автобус», под самую крышу набитый музыкальными инструментами: школьники могут ощупать и опробовать любой из них без страха поломать барабан или порвать струну.

Каждый год на «творческую дачу» в Швац приглашают знаменитого композитора – на этот раз в роли composer in residence выступил знаменитый 71-летний швейцарский гобоист и дирижер Хайнц Холлигер. Немало его произведений попали и в концертные программы фестиваля, главное место в них заняли внушительные «Времена года», где во всей красе показал себя хор Латвийской оперы.

Но в центре внимания все же оказалась музыка главного гостя. На эту роль приглашается или отдельная страна, или целый регион, что почетно, ведь фестиваль в Тироле – один из самых авторитетных европейских форумов современного искусства. В этом году тирольцы пригласили Россию, причем пригласили глобально: помимо музыки речь шла и о литературе (прибыл Владимир Сорокин), и о кино (фильм «Юрьев день» сопровождал концерт Натальи Пшеничниковой).

Музыку представляли авторы трех поколений. В роли патронов полуофициального советского авангарда выступали Софья Губайдулина и Валентин Сильвестров, за среднее поколение отвечал Владимир Тарнопольский (звучал его «Чевенгур», солистка Светлана Савенко), а молодежь представляла полудюжина авторов, от Ольги Раевой и Бориса Филановского до Сергея Невского и Дмитрия Курляндского, написавшего музыку к немому фильму Якова Протазанова «Аэлита» (1924). Их произведения исполняли как иностранцы – Collegium Novum Zuerich и знаменитый франкфуртский Ensemble Modern под управлением Франка Оллу (в рамках фестиваля франкфуртцы организуют собственную академию для молодых исполнителей, которые дают в итоге два публичных концерта), – так и «свои», представленные Московским ансамблем современной музыки под управлением петербургского дирижера Федора Леднева.

Каждый год «Следы звука» заказывают несколько новых сочинений. На этот раз тоже не обошлось без мировых премьер. Открывался фестиваль камерной оперой Сергея Невского «Франциск», были исполнены первые три сцены из четырех. Интерьеры церкви францисканцев в Шваце оказались идеальным пространством для исполнения произведения о Франциске Ассизском. Немецкий либреттист Клаудиус Люнштедт обозначил текст, построенный в виде монолога – потока сознания св. Франциска (пять страниц без точек и запятых), как «Разговор с тремя паузами», ведь именно паузы во многом определяют течение церковной службы.

Помимо Невского премьерой отметилась и Ольга Раева, правда тоже незаконченной: был исполнен первый, инструментальный эпизод ее оперного проекта «Сны Минотавра», в дальнейших семи эпизодах должен звучать текст Владимира Сорокина, присутствовать балет и использоваться видео. Зато Наталья Пшеничникова полностью исполнила «В тени женщины» Александры Филоненко на стихи Полины Андрукович для голоса соло и электроники, с которой певица вступает в диалог. Без сокращения прозвучала и мировая премьера квинтета для гобоя и струнных 84-летнего Фридриха Церхи.

Церха давно вошел в пантеон мировой музыки как автор, завершивший «Лулу» Альбана Берга. Его новый квинтет сохраняет следы восторга перед берговской мелодикой и полон той энергии, которую нечасто встретишь сегодня у молодых. Сам Церха тоже полон энергии. Страстный грибник, он возглавил в Шваце коллективный поход в лес, который завершился концертом музыки для цитры и совместным обедом. Вряд ли устроители отдавали себе отчет в том, насколько это было правильным решением для фестиваля современной музыки из России.