Вакантный рынок

Из десятка заявленных к вводу в этом году офисных центров в Екатеринбурге открылось пока только три. Но предложение по-прежнему превышает спрос

По информации мэрии Екатеринбурга, в городе действует 65 офисных центров общей площадью более 0,7 млн кв. м, что вдвое больше, чем пять лет назад (30 объектов). К классу А относится 12 объектов (146 600 кв. м), к классу В – 43 (422 200 кв. м), еще 10 бизнес-центров (150 300 кв. м) принадлежит классу С.

В 2010 г. открылось три новых офисных центра: «Рифей» (10 000 кв. м), «Триумф» (10 000 кв. м) и «Вознесенский» (23 200 кв. м). Как сообщил заместитель председателя комитета по организации бытового обслуживания населения администрации Екатеринбурга Олег Китаев, до конца года планируется ввод еще одного бизнес-центра – это «Венский дом» (10 600 кв. м).

По информации мэрии, большинство бизнес-центров, ввод которых был анонсирован на 2009–2010 гг., появится в 2011–2012 гг. – и это «в лучшем случае». К долгострою чиновники относят: «Нахимов плаза» (14 000 кв. м), «Глобус» (14 000 кв. м), AVS (56 000 кв. м), «Карнеол» (15 000 кв. м), «Филитц» (24 000 кв. м), «Высоцкий» (120 000 кв. м) и Summit (35 000 кв. м).

Анонс – не стройка

По словам аналитика Уральской палаты недвижимости (УПН) Константина Октаева, и до кризиса, и тем более во время него девелоперы нередко объявляли о вводе объектов в маркетинговых целях, таким образом они пытались поддержать к ним интерес, а по факту строительство было либо приостановлено, либо велось крайне медленными темпами. Например, говорит он, бизнес-центр AVS застройщик хотел открыть еще в 2007 г., а «Нахимов плаза» первоначально планировалось завершить летом 2008 г.

По информации УПН, в октябре 2010 г. замороженные офисные площадки занимали 206 400 кв. м. В то же время, говорит Константин Октаев, в построенных бизнес-центрах вакантно 140 000 кв. м (примерно 20% от общего офисного предложения). Тем не менее в 2010 г. было начато строительство двух офисных центров по 10 000 кв. м каждый на ул. Белореченской и ул. Кузнечной.

Классификация в помощь

Местные арендаторы все требовательнее к качеству предлагаемых офисов, отмечают опрошенные «Ведомостями» брокеры. Сейчас в городе идет переквалификация бизнес-центров, ее цель – сделать рынок офисов более прозрачным и понятным для клиентов. С начала года ее проводит Гильдия управляющих и девелоперов (ГУД). По итогам работы класс А получили пока два объекта: «Палладиум» и «Сенат», к классу В отнесены «Корин» и Nebo. Весной – летом процесс был приостановлен, осенью возобновился.

Как сообщил глава представительства ГУД в Екатеринбурге Андрей Бриль, для сертификации объектов создана специальная комиссия, оценивающая ряд параметров (месторасположение, инфраструктура, телекоммуникации и т. д.). Данные сначала запрашиваются у собственников или управляющих офисных центров, затем перепроверяются на месте. «Если представители того или иного бизнес-центра откажутся предоставлять информацию, комиссия будет опираться на собственные данные», – объяснил Бриль.

«Классификация офисных центров сможет увеличить спрос на качественные кабинеты», – уверена руководитель PR-службы бизнес-центра Summit Оксана Арсентьева. По ее словам, их (еще не построенный) объект претендует на класс А, надеется пройти классификацию и «стать более привлекательным для арендаторов». Гендиректор управляющей компании R.management (управляет Российско-китайским выставочным центром) Алексей Мальцев, напротив, полагает, что качественному объекту нет нужды проходить классификацию: это не даст ему никаких дополнительных преимуществ. По его мнению, стимулировать спрос на офисы сможет общее улучшение экономической ситуации в регионе и повышение деловой активности.