Вектор


Авиапарк России и стран СНГ становится все более «западным», констатирует Boeing. Если в 2000 г. на иномарки приходилось около 5%, то в 2009 г. – почти половина. В ближайшие 20 лет общее число лайнеров у перевозчиков России и СНГ увеличится с 1150 до 1300 единиц, из них 960 будут новыми (800 пойдет на замену устаревшего флота и 160 – на расширение), львиная доля придется на среднефюзеляжные самолеты (это B737 и Airbus 320). Boeing гордится достижениями на бывшем советском рынке: в 2000 г. ее доля была 3%, в 2009 г. – 25%. У Boeing 24 российских заказчика, в частности «Аэрофлот» (B787 Dreamliner), авиакомпания «Москва» (B737-800), AirBridgeCargo (747-8F) и проч.

Нет конкурентов

Исключительно на иномарках летают лоукостеры Sky Express (B737) и «Авианова» (А320).

Практически весь парк «Трансаэро» состоит из подержанных «боингов», из российских – три Ту-214. «Трансаэро» собиралась купить 10 «тушек», но Казанский авиазавод смог сделать только три. Контракт на оставшиеся самолеты недействителен, сообщила гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова, возможны переговоры по несуществующему самолету МС-21, но не раньше чем через 7–9 лет, а компания формирует парк на ближайшие 4–5 лет. Едва ли в этот период появятся российские самолеты, способные конкурировать с иномарками.

Пора продавать

Новый мэр Москвы еще не назначен, а ему уже наперебой предлагают, с чего начать управлять городом. Внес свою лепту и давний оппонент Юрия Лужкова министр финансов Алексей Кудрин. Его предложение – пополнить столичный бюджет за счет продажи акций, которыми владеет город, прежде всего в банках и авиационных компаниях. Это принесет миллиарды долларов, считает Кудрин, и позволит не только улучшить финансовое положение города, но и продемонстрировать лояльность федеральному правительству. Ведь в 2011–2013 гг. государство планирует продать часть акций госкомпаний, включая Сбербанк с ВТБ и «Аэрофлот». Получается, что компанию им могут составить акции Банка Москвы и «Атлант-cоюза».