Продать ненужное

Международный аэропорт «Шереметьево» (МАШ) уже в этом году может продать доли в нескольких непрофильных «дочках». Крупнейшая из них – топливный оператор может заинтересовать нефтяные компании

О том, что «Шереметьево» планирует в ближайшие три года выйти из капитала семи дочерних предприятий, говорится в презентации консультантов «Шереметьево» – Credit Suisse и «Тройки диалог» (копия есть у «Ведомостей»). Наиболее интересные активы – ТЗК «Шереметьево» (оператор по заправке и хранению авиакеросина; у «Шереметьево» – 69% акций, остальное – у «Аэрофлота») и «Аэроферст» (компания владеет крупнейшей сетью duty free в России; по 33,3% акций – у «Шереметьево», «Аэрофлота» и ирландской Aеr Rianta International). Совет директоров МАШ 13 октября одобрил программу по продаже этих «дочек», сообщил его представитель: программа рассчитана на три года, но значительная часть активов будет продана до конца 2010 г. Всего МАШ рассчитывает получить 2,8 млрд руб., добавил он.

Дороже всех стоит пакет ТЗК – 2 млрд руб., затем – доля «Аэроферста»: 550 млн руб., указано в презентации Credit Suisse и «Тройки диалог». Документы на продажу ТЗК готовы, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко. Цену он не называет. Будет конкурс: кто больше даст, тот и покупатель, говорит Василенко, рассчитывая, что ТЗК сменит владельца уже в этом году (конкурс еще не объявлен). Торговать топливом очень доходно, признает он, но три года назад аэропорт сократил собственные продажи ГСМ до 20%, позволив авиакомпаниям заключать прямые контракты с нефтяниками. Продав ТЗК, «Шереметьево» откроет доступ к топливозаправочной инфраструктуре (резервуары для хранения ГСМ, трубопровод, железнодорожные эстакады), а за счет частных инвестиций ее можно будет обновить, надеется Василенко. У «Шереметьево» останется лишь центральная система по заправке топлива, которая проходит под влетно-посадочными полосами, добавляет он. ТЗК будет продана нефтяной компании, считает Василенко. Сейчас в «Шереметьево» работают «Газпром нефть», «Роснефть» и ТНК-ВР.

Долю в «Аэроферсте» МАШ продает с 2007 г., говорит Василенко: «Аэрофлот» дважды заявлял, что купит, но пока не приобрел. Авиакомпания «думает, что делать дальше», сообщил представитель перевозчика. Едва ли сейчас продажа непрофильных «дочек» будет буксовать: распродажа – часть подготовки аэропорта к привлечению независимой управляющей компании, отмечает аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. Но компании специфичны, поэтому скорее всего покупателями выступят их другие акционеры, резюмирует он.

«Шереметьево»

Второй аэропорт России. Пассажиропоток – 14,76 млн человек (2009 г.). Владелец – государство. Выручка – 3,79 млрд руб. (РСБУ, шесть месяцев 2010 г.), чистый убыток – 203,1 млн руб.

«Газпромнефть аэро» («дочка» «Газпром нефти») рассмотрит вопрос приобретения доли в ТЗК «Шереметьево», если в компанию поступит подобное предложение, заявил ее представитель. Представители «Роснефти» и ТНК-ВР от комментариев отказались.