Удивили всех и себя

Программа утилизации, в успех которой мало кто верил до ее запуска, вывела из кризиса «АвтоВАЗ», его поставщиков и дилеров и помогла загрузить мощности других автопроизводителей. Но создать систему утилизации старых машин государство до сих пор не смогло

Продажи легковых автомобилей быстро растут: в январе – сентябре 2010 г. в России было продано 1,32 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, на 18% больше, чем годом ранее. Основная причина роста – программа утилизации, запущенная 8 марта 2010 г.: именно с марта авторынок начал расти. Если бы она стартовала с начала года, результат был бы еще более заметным: например, только в сентябре 2010 г. было продано 185 953 автомобиля – на 55% больше, чем в том же месяце прошлого года. Больше всех выиграл «АвтоВАЗ»: по данным Минпромторга, на Lada приходится 80% всех покупаемых по программе утилизации машин. (Тольяттинский завод фактически вернулся на докризисный уровень: его продажи в России в январе – сентябре 2010 г. взлетели по сравнению с прошлым годом на 36,5% до 367 765 Lada.) Ближайший конкурент, Renault, довольствуется лишь 6%, на остальных автопроизводителей приходится не более чем по 3% от всех автомобилей, продающихся по программе утилизации. Это неудивительно: чем дешевле автомобиль, тем значительнее стимул, отмечает партнер PricewaterhouseCoopers Наталья Щербакова: например, в цене Lada 2105 размер скидки составлял почти треть.

Российская программа утилизации оказалась одной из наиболее эффективных среди аналогичных стимулирующих программ, которые появились во время кризиса почти в двух десятках стран. Так, в Германии, где была запущена крупнейшая по объему финансирования программа утилизации (она действовала весь 2009 год, на нее было потрачено около $7 млрд, субсидии составляли 2500 евро за машину), согласно данным Boston Consulting Group, автомобильный рынок вырос на 23%. В Великобритании авторынок в 2009 г., когда действовала программа (субсидии – около $3200 за машину), вырос на 12,4%, а во Франции ($1300–6000 за машину) и вовсе лишь на 3,3%. Программа утилизации в США позволила продать дополнительно 690 114 автомобилей, но в целом в 2009 г. объем рынка сократился на 21,2% до 10,4 млн штук.

Не рассчитали

В России на такие результаты мало кто рассчитывал вплоть до самого запуска программы: ведь до февраля 2010 г. рынок только снижался. В начале февраля «АвтоВАЗ», месяцем раньше продавший всего 17 944 Lada, принял решение собрать в марте 38 000 автомобилей, и тогда это казалось очень большой цифрой. «Но очень скоро выяснилось, что и этого мало: даже руководство завода не предполагало, что спрос будет таким сильным», – говорит директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков. В конце 2009 г. автозавод планировал, что его продажи в 2010 г. составят всего 450 000 автомобилей, но теперь цель – продать 648 000 Lada в России и за рубежом.

Уже к концу марта дилеры «АвтоВАЗа» жаловались, что им не хватает машин, и в первую очередь самых дешевых «классических» моделей. «Мы ожидали, что по этой программе будет продаваться около 10% Lada, и, исходя из этого, делали заказы на машины, пополняя склады. Но уже в первые пару недель у нас закончилась «классика» – мы были вынуждены отказывать покупателям, которые хотели купить эти машины за наличные», – вспоминает коммерческий директор «АвтоГермеса» Александр Чулков. Да и в самом Минпромторге оценки были самыми разными: кто-то считал, что изначально выделенные на программу из бюджета 10 млрд руб. будут потрачены в течение месяца, другие же полагали, что автопроизводители не смогут освоить их и за отведенные на действие программы почти восемь месяцев (предполагалось завершить ее к ноябрю 2010 г.), признавался в конце прошлого года директор департамента Минпромторга Алексей Рахманов.

«Обсуждать меры по стимулированию спроса на автомобильном рынке чиновники стали сразу после начала кризиса, но проработка программы началась только весной 2009 г., а основные параметры были определены в августе», – говорит Рахманов. К тому времени опыт других стран показал, что такие программы работают, и российская программа была написана с учетом опыта других стран. Так, было определено, что размер премии должен составлять около 15% от средней стоимости автомобиля (для выпускаемых в России машин, по данным Минпромторга, она составляет 350 000 руб.), чтобы побудить владельцев старых машин сменить их на новые автомобили. Тогда же было решено, что программа будет действовать лишь в 19 регионах России, где есть инфраструктура для утилизации автомобилей, но в декабре постановлением правительства ее действие было расширено на всю страну.

Программа для «АвтоВАЗа»

Были у российской программы и заметные отличия: например, она не содержала экологических требований, а покупать по ней можно было только автомобили, собранные либо традиционными российскими автопроизводителями, либо иностранными концернами в режиме промсборки. «Главная цель государства состояла в стимулировании местного производства: было бы странно, если бы Россия на свои бюджетные средства помогала загрузить производство автомобилей в других странах», – говорит Рахманов. Страны Евросоюза, будь у них такая возможность, также ограничились бы стимулированием местных автопроизводителей, считает он. «Если бы правительство ввело экологические требования, оно значительно сократило бы объем программы, ведь почти наверняка был бы исключен «АвтоВАЗ», а в таком случае программа оказала бы на автомобильный рынок незначительный эффект», – отмечает Щербакова.

В результате самыми популярными автомобилями, которые покупались по программе утилизации, стали «классические» модели «АвтоВАЗа», все последние годы терявшие популярность и уступившие звание самых продаваемых Renault Logan и Ford Focus. Доля Lada 2105/2107 в продажах «АвтоВАЗа» выросла с 13,2% в феврале до 35,6% в августе, а сама «классика» вновь стала самой популярной моделью в России.

Для «АвтоВАЗа», еще в начале года находившегося в одном шаге от банкротства (компания, долг которой в конце 2009 г. составлял 38 млрд руб., закончила прошлый год с убытком в 38,5 млрд руб. по РСБУ), программа утилизации оказалась спасительной: по итогам семи месяцев 2010 г. компания получила прибыль в 24 млн руб. по РСБУ. С какими показателями «АвтоВАЗ» закончит год, компания не комментирует, но уже начинает увеличивать расходы: так, в октябре впервые с начала кризиса автозавод поднял зарплаты рабочим на 10%. «АвтоВАЗ» мог бы продавать еще больше, но с начала года была закрыта на модернизацию одна из линий сборочного конвейера мощностью 220 000 автомобилей в год. Производственный цикл в автопроме длинный – автозаводу нужно сделать заказы своим поставщикам, тем – сформировать заказы своим поставщикам и т. д., в итоге на полную мощность «АвтоВАЗ» вышел лишь к маю.

С дефицитом столкнулась и Renault, собирающая в России Logan и в марте поставившая на конвейер хетчбэк Sandero: практически сразу очереди на эти машины в салонах дилеров выросли до нескольких месяцев, свидетельствует представитель «Рольф холдинга» (дилер Renault, Ford, Skoda). Еще до начала программы утилизации «Рольф» собрал около 400 предварительных заявок на покупку машин по программе утилизации и зарезервировал нужное число машин. Благодаря чему в первые недели около 30% всех продаж Renault приходилось на продажи по этой программе, но затем появился дефицит. «С марта принадлежащий Renault завод «Автофрамос» начал увеличивать производство: к сентябрю полностью заработала вторая смена, а в конце года завод перейдет на трехсменный график», – обещает представитель Renault Оксана Назарова. Быстрее нарастить производство было нельзя: «Автофрамосу» нужно было набрать и обучить рабочих, а на это потребовалось несколько месяцев, объясняет она. «Зато в 2010 г. продажи Renault должны достигнуть рекордного уровня, – рассчитывает Назарова, – во многом за счет программы утилизации, но и без нее рыночный спрос растет достаточно быстро, и для Renault ее запуск не был таким же критичным, как для «АвтоВАЗа».

«Продажи «Соллерса» благодаря программе утилизации выросли на 10–15%, наибольший эффект она оказала на входящий в состав компании Ульяновский автомобильный завод», – говорит его представитель.

Дилеры вышли в прибыль

Положительно программа утилизации сказалась и на смежниках – в первую очередь дилерах и поставщиках «АвтоВАЗа», страдавших от низких продаж, тем более что многие из них были обременены существенными долгами. «Уже в апреле оказалось, что мы вышли в прибыль, ведь спрос с началом продаж вырос буквально в разы, и единственное, что останавливает, – это ограниченные мощности завода», – говорит Владимир Яркин, президент тольяттинской сети «Автотрейд», специализирующейся на Lada.

Дилеры, однако, недовольны тем, как идет выплата компенсаций из бюджета. По данным Минпромторга, на конец сентября по программе было продано около 175 000 автомобилей, однако министерство выдало дилерам 3 млрд руб. компенсаций, т. е. рассчиталось только за 60 000 автомобилей. По правилам программы дилеры должны предоставлять скидку в 50 000 руб. по утилизационному сертификату, а после отчета по проведенным по программе продажам перед министерством оно обязано было компенсировать эти средства. «Но зачастую сроки затягиваются на два-три месяца, – отмечает коммерческий директор «Автомира» Андрей Дя. – В результате дилерам, и так обремененным долгами, приходится находить средства еще и на финансирование этого кассового разрыва». Отчасти помогает «АвтоВАЗ», который отдает дилерам автомобили сразу со скидкой в 50 000 руб. и ждет возврата этих средств в течение двух месяцев, отмечает Дя. Правда, эта услуга платная: она обходится дилеру в 1,5% от стоимости автомобиля. «Минпромторг следует правилам, но часто сами дилеры неверно оформляют документы для получения компенсации, из-за чего министерство вынуждено возвращать им документы, – отсюда и затягивание сроков», – объясняет представитель Минпромторга. Вина дилеров в этом действительно есть, признают и Яркин, и Дя, но больше это характерно для небольших компаний – крупные дилеры уже научились обходиться без сбоев.

Поставщики автокомпонентов, в прошлом году умолявшие «АвтоВАЗ» увеличить у них объемы закупок, получили рост объемов только весной, однако он оказался таким резким, что не все смогли справиться с ним. Так, в конце июня стало известно, что из-за сбоев у нескольких поставщиков «АвтоВАЗ» недовыпустил в этом месяце около 3000 машин. «Оборудование, на котором выпускаются комплектующие для «классики», работает уже 40 лет, и порой оно просто не выдерживает выросших в разы объемов производства», – признавался «Ведомостям» гендиректор владимирского «Автоприбора» Алексей Мельников. «Начались и проблемы с качеством комплектующих: некоторые поставщики, стремясь выполнить заказы, стали меньше его контролировать, и «АвтоВАЗ» вынужден искать замену таким компаниям», – говорит Буренков.

Утилизировать негде

А вот создать систему переработки вышедших из употребления автомобилей в ходе нынешнего эксперимента Минпромторгу так и не удалось. «В России меньше десятка современных утилизационных комплексов, способных перерабатывать старые автомобили в промышленных масштабах и с соблюдением всех экологических норм», – говорит заместитель гендиректора подмосковного «Втормета» Юрий Воронцов. Запуск программы утилизации должен был бы стимулировать появление таких предприятий, но этого не произошло: из 176 допущенных Минпромторгом к участию в программе утилизаторов львиная доля – мелкие компании, занимающиеся кустарной разборкой автомобилей. Стоимость создания комплекса, который мог бы перерабатывать около 10 000 автомобилей в месяц, по оценке Воронцова, составляет $100–120 млн, а окупаться он может только при высоком уровне загрузки. «Даже сейчас «Втормет» перерабатывает 7000–9000 машин в месяц и обеспечивает нулевую рентабельность», – говорит Воронцов. По его мнению, в будущем необходимо создать специальный фонд, который будет формироваться из отчислений работающих в России автопроизводителей, за счет средств этого фонда и предполагается оплачивать утилизацию старья. «Минпромторг с таким предложением знаком, – говорит Рахманов, – оно включено в концепцию создания будущей системы утилизации автомобилей за рамками нынешнего эксперимента, сейчас эти документы согласовываются с другими ведомствами».

Государство не в убытке

«Несмотря на отдельные недостатки, программа утилизации оказалась одним из наиболее эффективных средств стимулирования автопрома, хотя автомобильный рынок растет не только благодаря ей, большую роль играет восстановление российской экономики в целом и удешевление кредитования», – отмечает партнер Boston Consulting Group Эвальд Крайд. По данным BCG, продажи машин, не охваченных программой, в марте – июне 2010 г. выросли на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как продажи автомобилей, подпадающих под действие этой программы, взлетели сразу на 53%.

«В отличие от большинства европейских программ, стимулировавших не столько рост дополнительных продаж, сколько смещение спроса в более дорогой сегмент, российская программа действительно стимулировала рост спроса, – говорит Буренков. – Большинство утилизационных продаж не были бы совершены, если бы государство не обеспечило скидки на эти машины». «Статистика Минпромторга свидетельствует, что очень много покупок совершили пенсионеры – хозяева «Жигулей» преклонного возраста, которые воспользовались возможностью обменять их на новые Lada, – добавляет Рахманов. – Без скидки за счет государства, которая достигала трети стоимости этих машин, такие продажи никогда бы не состоялись». Правда, определенную роль сыграл и отложенный спрос: после того как осенью прошлого года стали известны параметры будущей программы, некоторые владельцы старых машин отложили покупку новых автомобилей, чтобы воспользоваться скидкой.

Программа утилизации оказалась даже выгодной для бюджета, говорит Рахманов. Согласно расчетам Минпромторга, только НДС по всей цепочке поставщиков, уплачиваемый с автомобиля средней стоимостью 350 000 руб., составит 54 000 руб., а ведь дополнительные отчисления идут и с зарплат новых сотрудников, и от выплаты других налогов, в том числе, наконец, и от появившегося у многих компаний налога на прибыль. Всего же, тратя на каждый проданный автомобиль 50 000 руб., государство, по расчету Минпромторга, получает 104 000 руб. в виде налогов и внебюджетных отчислений.

«Резкого спада, который был характерен для других стран после завершения программы утилизации, в России не будет», – считает Рахманов. На программу утилизации было выделено дополнительно 15 млрд руб., что позволит плавно завершить ее действие к концу следующего года. «Темпы продаж по этой программе постепенно снижаются: сейчас Минпромторг оформляет около 1500 утилизационных свидетельств в день в отличие от 2000–3000 свидетельств в апреле – мае, – говорит Рахманов, – а к осени 2011 г. доля утилизационных продаж снизится до 7–8%. К тому времени объем рынка вырастет до таких значений, что дополнительная поддержка со стороны государства ему будет не нужна». Тогда же на рынке должна появиться Lada Granta: ультрабюджетный автомобиль на базе Lada Kalina стоимостью около 220 000 руб., первый в будущей новой линейке «АвтоВАЗа».