Кофейни заняли центр

Более 70% сетевых кондитерских и кофеен находятся на улицах города, а не в торговых или офисных центрах, следует из исследования Cushman & Wakefield
Е. Кузьмина

В стрит-ритейле гостей в среднем вдвое больше, чем в торговом центре, кроме того, этот сегмент равномерно загружен в течение недели, а торговые центры в основном в пятницу и выходные, говорит Анатолий Бредихин, директор по развитию торгового дома «Волконский», этим летом открывшего свою первую пекарню-кондитерскую в Петербурге. «Кофейный дом «Гурме» работает в основном в стрит-ритейле, хотя с торговыми центрами легче договориться, у них прозрачные условия работы, говорит Александр Хлудеев, гендиректор компании «Кофейный дом «Гурме» (оптовые поставки кофе и сеть из семи кофеен в Петербурге). По его словам, этим летом сеть вынуждена была закрыть кофейню на Кирочной улице из-за высокой арендной ставки и падения спроса на кофе в жару.

С точки зрения позиций бренда приоритет у стрит-ритейла, добавляет Яков Пак, директор по маркетингу сети «Идеальная чашка». По его мнению, на улицах лучше открывать полноценные кофейни, а в ТРЦ – кофе-корнеры. «Идеальная чашка» планирует открыть 2–3 кофейни в центре города, говорит Пак. Торговые центры со средним потоком посетителей порядка 1000–2000 человек в час по загрузке уступают помещениям, расположенным на основных торговых улицах Петербурга, подтверждает Людмила Рева, директор по развитию Astera.

Согласно исследованию 45% сетевых кофеен находятся на Невском проспекте (см. таблицу). Заведения на Невском скорее флагманские – они приносят небольшую прибыль из-за высоких арендных ставок, но работают на узнаваемость торговой марки, отмечает Бредихин. Стрит-ритейл – ключевой канал для построения розничного кофейного бренда, кофейни на улицах воспринимаются более цельно и индивидуально, чем в ТРЦ, говорит Пак. Хотя по показателю оборота на квадратный метр кофе-корнеры привлекательнее и приносят в 4–5 раз больше выручки, но валовой объем выручки примерно в 2 раза выше у стационарных кофеен «Идеальная чашка», оценивает он. На Невском много туристов, но здесь очень дорогая аренда и высокая конкуренция, объясняет Хлудеев отсутствие «Гурме» на центральной магистрали. По словам гендиректора Praktis CB Сергея Федорова, ставки аренды на Невском – 4000–5000 руб. за 1 кв. м в месяц, на Большом проспекте П. С. – от 2000 руб. за 1 кв. м, а в спальных районах – от 1000 до 3000 руб. за 1 кв. м в месяц.

В общем объеме заведений указанного формата на сетевые кофейни приходится 52%, кондитерские – 28%, несетевые кофейни – 20%, подсчитали в Cushman & Wakefield. Большинство кофеен в Петербурге по формату ближе к кафе: в меню кроме кофе и десертов есть сэндвичи, салаты, закуски, алкогольные и безалкогольные напитки, отмечается в исследовании. Из-за отсутствия культуры потребления кофеен в классическом понимании очень мало, сетует Хлудеев. По его словам, в «Гурме» 14 сортов кофе и легкие сопутствующие закуски, а основной массе кофеен большую часть выручки приносит еда. Пекарни-кондитерские «Волконский», по словам Бредихина, не рассматривают кофейни как прямых конкурентов: «Наш ключевой продукт – круассаны, пирожные, хлеб, но кофе обязан соответствовать высокому качеству выпечки». С кондитерскими кофейни конкурируют косвенно, согласен Пак. По его словам, «Идеальная чашка» обновляет, но не расширяет ассортимент кондитерских изделий.