Назад в 90-е

Чтобы помочь аграриям, у которых нет денег на посевную-2011, Национальный союз зернопроизводителей предлагает возродить практику авансирования крестьян под будущий урожай. Главным помощником может стать Объединенная зерновая компания

В качестве одной из мер поддержки аграриев, оказавшихся в трудной ситуации из-за засухи, высокой закредитованности и отсутствия средств на проведение посевной, Национальный союз зернопроизводителей (НСЗ) предлагает «организовать подписание уполномоченным госагентом – Объединенной зерновой компанией (ОЗК) – форвардных контрактов с производителями зерна, подразумевающих авансирование под будущий урожай», говорится в письме НСЗ на имя первого вице-премьера Виктора Зубкова (копия документа есть у «Ведомостей»). Выяснить позицию аппарата Зубкова по этому вопросу не удалось. Но Минсельхоз по поручению аппарата правительства ответил на письмо союза: министерство «не возражает против подписания с ОЗК форвардных контрактов <...> однако вопрос требует доработки в части механизма проведения и финансирования», говорится в письме. Подлинность ответа подтвердил источник в Минсельхозе. Но ОЗК может участвовать в проекте исключительно как коммерческая компания, оговаривается источник в министерстве.

Схема позволяет фактически сформировать госзаказ на определенный объем зерна, аграрии получают беспроцентные ресурсы под посевную, а ОЗК – гарантированные объемы по фиксированной цене, объясняет смысл предложения президент НСЗ Павел Скурихин.

По предлагаемой схеме можно было бы авансировать 1–2 млн т по цене около 5000 руб./т пшеницы 3-го класса с доставкой на элеватор, говорит Скурихин. То есть для реализации всей схемы требуется 5–10 млрд руб. Союз предлагает производить 100%-ное авансирование 20–25% от общего планового урожая, а участвовать в проекте разрешить только аккредитованным союзом крестьянам (критерии отбора обсуждаются). Гендиректор ОЗК Сергей Левин передал через пресс-службу, что компания получила предложение и сейчас его рассматривает. По его словам, конкретные механизмы работы будут обсуждаться.

В 90-е гг. авансы были особенно популярны, дисконт составлял около 20% к уровню текущей рыночной цены, но цена всегда пересматривалась по факту отгрузки, говорит совладелец группы «Разгуляй» Игорь Потапенко: однако невозвраты доходили до 30% от общей суммы авансирования. Потапенко считает, что схема имеет право на существование. Еще 4–5 лет назад большинство компаний практиковали авансирование зернопроизводителям, но в итоге отказались от него, говорит топ-менеджер крупного зернотрейдера: если рыночные цены были значительно выше фиксированных в договоре, крестьяне попросту не отдавали зерно, возвращая деньги, а если ниже – то отдавали зерном.