Не аплодировать!

Михаил Ходорковский призвал суд вынести ему оправдательный приговор и поблагодарил прокуратуру за безграмотно составленное обвинение. По его мнению, отсутствует и предмет, и событие преступления

Михаил Ходорковский считает, что предъявленные ему и Платону Лебедеву обвинения не позволяют вынести законный обвинительный приговор. «Следствие и обвинение сделали все, чтобы у суда не осталось ни единого законного шанса не оправдать нас», – заявил он вчера в Хамовническом суде, открывая выступление защиты в прениях.

В отличие от прокуроров, которые всю предыдущую неделю читали текст по бумажке, Ходорковский говорил сам. В деле отсутствуют предмет и событие преступления, доказывал Ходорковский. Нефть не была похищена у дочерних предприятий ЮКОСа – она была доставлена потребителям, а право собственности на нее на законных основаниях перешло к ЮКОСу. За нее были уплачены налоги, причем дважды, если вспомнить процедуру банкротства ЮКОСа. Обязательный признак хищения – безвозмездность, но ЮКОС приобретал нефть у дочерних предприятий и даже следствие это не оспаривает, хотя, с его точки зрения, «под видом оплаты за нефть дочерним предприятиям поступали средства для обеспечения продолжения деятельности», процитировал Ходорковский прокурора Лахтина. Да, не по цене Роттердама. Но откуда ей взяться в Ханты-Мансийском округе?

«Если это хищение, то, ваша честь, оцените как хищение свои собственные действия, – воззвал Ходорковский к судье Виктору Данилкину. – Вы сейчас пойдете обедать в зависимую от вас как от председателя суда столовую. За обед вы, конечно, заплатите – чтобы обеспечить возможность последующего хищения обеда. Столовая не понесет ущерба и даже получит прибыль, но не максимально возможную – если сопоставить цены судейской столовой с ценами в соседней гостинице «Рэдиссон Славянская». А если вы оплатите обед своему знакомому, то хищение будет, видимо, уже в организованной группе. Приятного аппетита!»

Судья Данилкин вздыхал и опускал глаза в стол.

Ходорковский с удовольствием процитировал мнение обвинения о «корыстном стремлении преступной группы к получению прибыли», которая достигалась в том числе за счет продажи акций ЮКОСа. «Москва – финансовый центр, ага», – хмыкнул экс-владелец ЮКОСа. «Я понимаю, что оправдательный приговор в московском суде – вещь почти фантастическая, – добавил он. – Но иначе в следующий раз они могут просто плюнуть на пустой лист бумаги и со штампом «Генеральная прокуратура, копия верна» прийти к вам за 14-летним обвинительным приговором. Собственно, сейчас в суде происходит практически то же самое».

Зал взорвался аплодисментами. И тут судья Данилкин наконец не выдержал. «Прекратить аплодисменты! – взвизгнул он. – Судебные приставы! Вы что стоите? Выведите кто аплодировал. Перерыв на обед!»

«Это дело – оселок российского правосудия, по решению суда будет видно, к чему все идет», – говорит адвокат Юрий Костанов. Он не исключает возможности вынесения оправдательного приговора. С точки зрения стороннего наблюдателя, обвинение выглядит не слишком убедительно, отмечает он.