Роберт Де Ниро: «Не сказал бы, что я серьезный девелопер, хотелось бы быть, если бы я был умней»

Роберт Де Ниро – продюсер, ресторатор и девелопер – называет себя хорошим боссом и говорит, что всегда ориентирован на долгосрочные отношения со своими сотрудниками
Николай Зверков/ Crocus Group

1988

создает продюсерскую компанию Tribeca Productions

1990

открывает ресторан Tribeca Grill

1994

открывает первый ресторан Nobu New York

2003

учреждает компанию Tribeca Enterprises

$660

млн принесли в экономику Нью-Йорка кинофестивали Tribeca Film Festival

Судьбоносные устрицы

«Один постоянный посетитель ресторана как-то попросил меня спрятать в устрице кольцо для помолвки, чтобы удивить свою подругу. Когда она приехала, я налил им немного шампанского и подал устрицы с тремя сальсами Нобу. Мы следили затаив дыхание, как она съела сначала одну устрицу, затем вторую. Увидев в третьей кольцо, она онемела от изумления. Упав на одно колено, мужчина произнес: «Я люблю тебя. Выходи за меня замуж». Девушка расплакалась, а весь ресторан грохнул аплодисментами. Устрицы всегда напоминают мне о том моменте». Нобу. Книга рецептов

Бизнес Де Ниро

Tribeca Enterprises. Медиакомпания Организует кинофестивали Tribeca Film Festival, Tribeca Film Festival International, управляет кинотеатрами Tribeca Cinemas и дистрибуторской компанией Tribeca Film. Выручка не разглашается. Основные акционеры – роберт Де Ниро, Джейн Розенталь, Крейг Хэткоф, Джонатан Тиш. Tribeca Productions Продюсерская компания. Выручка – $0,6 млн (данные Hoover’s). Основные акционеры – роберт Де Ниро, Джейн Розенталь. С момента основания в 1988 г. спродюсировала более 25 фильмов, которые собрали более $2 млрд.

Дома как в гостях

Де Ниро говорит, что по-прежнему может получать удовольствие от еды и атмосферы, посещая свои рестораны. «Но если вижу ошибки – подмечаю», – говорит он. Ведомости

Когда Роберт Де Ниро в 1976 г. исполнил главную роль в фильме «Последний магнат», посвященном знаменитому голливудскому продюсеру Ирвину Тальбергу, актер и подумать не мог, что со временем станет продюсером сам. «Теперь играть было бы проще», – говорит он. Потому что сейчас Де Ниро и сам магнат – настолько крупный, что интернет-ресурс Crain’s New York Business еще в 2003 г. включил его в список «100 самых влиятельных бизнесменов Нью-Йорка». Конечно, это произошло не потому, что Де Ниро – двукратный обладатель «Оскара» – один из самых высокооплачиваемых актеров современности. И даже не потому, что он – один из совладельцев знаменитой ресторанной сети Nobu. Помимо ресторанов у Де Ниро есть продюсерская компания Tribeca Productions, Tribeca Enterprises, которая проводит кинофестиваль Tribeca Film Festival, и крупный бизнес в недвижимости. Хотя Де Ниро и скромничает, говоря, что не является большим девелопером – «хотелось бы быть», – но именно он, коренной житель Нью-Йорка, превратил бывший портовый район Tribeca в одно из самых модных (и дорогих) мест Нью-Йорка, начав скупать и реконструировать местную недвижимость.

Все началось в конце 80-х, когда Де Ниро решил создать собственную продюсерскую компанию и купил для нее восьмиэтажное здание в бывшей припортовой зоне Tribeca – ранее в нем располагался склад и офисы кофейной компании (сам актер переехал в район Tribeca в начале 80-х гг.). Три этажа в этом здании заняли компании Де Ниро, один выкупила студия Miramax Films, остальные были переоборудованы под кинозал и комнаты для озвучания и монтажа, а на двух нижних этажах Де Ниро открыл ресторан Tribeca Grill – его соинвесторами стали один из главных нью-йоркских рестораторов Дрю Нипорент и такие звезды, как Михаил Барышников, Шон Пенн, Билл Мюррэй и Кристофер Уокен.

В 1994 г. по соседству с Tribeca Grill открылся ресторан Nobu New York – по словам шеф-повара Нобуюки Мацухисы, Де Ниро ждал четыре года, пока знаменитый в Калифорнии повар созреет для того, чтобы открыть свой ресторан на Восточном побережье США. (Сегодня сеть ресторанов Nobu, которую Де Ниро и Мацухиса развивают совместно, насчитывает уже 22 ресторана на четырех континентах.)

А партнером Де Ниро в Tribeca Productions стала Джейн Розенталь, ранее работавшая продюсером в телекомпании CBS и Walt Disney Pictures, – на тот момент ей было 33 года.

«У меня никогда не было полной ответственности за фильм, и я ее никогда не хотел, – объяснял Де Ниро причины создания собственного продюсерского центра газете The New York Times в 1989 г. – А теперь я хочу. Я был по одну сторону камеры, а теперь хочу испытать, как там, на другой стороне».

«Я хочу, чтобы у меня был контроль, – продолжал он. – Писатель или художник могут контролировать результаты своего труда, но в кино все по-другому. Я вижу безвкусный постер, и мне хочется сказать: «Почему вы сделали такой?» Может быть, я знаю лучший способ? Я в этом мире достаточно давно и знаю, что иногда более дешевое решение – лучше».

«Хотя контроль – это утомительно», – добавил Де Ниро.

Первым проектом Tribeca Productions стал кинофильм, посвященный Нью-Йорку, – Bronx Tales, – в нем Де Ниро выступил и как продюсер, и как режиссер. Но с тех пор Tribeca Productions продюсирует в основном телесериалы, а Де Ниро в роли режиссера почти не выступает. Последний контракт Tribeca Productions, заключенный в октябре 2010 г., – полицейский сериал Rookies, который компания Де Ниро сделает для телеканала CBS.

Кинофестиваль Tribeca Film Festival начинался как чисто социальный проект: Де Ниро, патриот родного Нью-Йорка, вскоре после террористических атак на город в сентябре 2001 г. заявил, что организует новый кинофестиваль в Нью-Йорке – для поднятия морального духа горожан и чтобы показать, что жизнь продолжается (Tribeca граничит с районом Financial District, где стояли уничтоженные башни Всемирного торгового центра). Первый фестиваль, который поддержали Мартин Скорсезе, Джордж Лукас, Кевин Спейси, Барри Левинсон, Исаак Мизрахи, прошел в мае 2002 г. – на нем было показано более 150 фильмов, включая премьеру «Звездных войн: Эпизод II». В будущем году Tribeca Film Festival пройдет уже в десятый раз – теперь это бизнес-проект, говорит Де Ниро. (По данным организаторов, с момента основания Tribeca Film Festival посетили 3,25 млн человек, фестиваль принес в экономику Нью-Йорка $660 млн.)

Как и любой бизнесмен, Де Ниро знает не только победы, но и поражения. Самую большую неудачу Де Ниро потерпел не в кинобизнесе, а в девелопменте (хотя корни у того проекта тоже были киношные). Производство кино- и телефильмов в Нью-Йорке за последние полтора десятка лет стабильно росло, подметил Де Ниро (с 1993 по 1999 г. число снятых в городе кинофильмов выросло с 69 до 221, а телефильмов за тот же период – с 3598 до 7680, указывала The New York Times). Но площадок для монтажа и озвучания фильмов в Нью-Йорке катастрофически не хватало, и продюсерам приходилось вывозить труппы в Лос-Анджелес или Торонто. Де Ниро решил построить полноценную киностудию на месте верфей Brooklyn Navy Yard, закрытых еще в 1966 г. (эту землю выкупил город). Хотя идея эта принадлежала не Де Ниро, а художнику кино Кэрри Харту и компьютерному консультанту Луису Мэдигану – они заключили контракт на застройку верфей в июне 1998 г., но денег под проект найти так и не смогли.

В мае 1999 г. Де Ниро и мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани провели совместную конференцию, на которой заявили, что обсуждают сделку, в соответствии с которой группа инвесторов под руководством Де Ниро вложит $150 млн в строительство киностудии на месте Brooklyn Navy Yard. Инвестиции Tribeca Productions, Miramax Films и других кинокомпаний в оборудование новой киностудии оценивались в $2,6 млрд.

Но далее начались бюрократические игры, в которых Де Ниро и его партнеры оказались в проигравших. The New York Times и New York Observer, подробно описывавшие тот скандал, отмечали, что у двух соперничавших групп инвесторов лоббистами оказались два вице-мэра. Де Ниро поддерживал вице-мэр по экономике Рэнди Левин. Хэрта и Мэдигана – Руди Вашингтон, отвечавший в мэрии за связи с бизнесом. Права компании Хэрта и Мэдигана, New York Studios, на застройку верфей истекли весной 1999 г., но к удивлению многих (в том числе и самого Джулиани) Руди Вашингтон свой властью продлил их до августа. Компания Vornado Realty Trust, выступавшая на стороне Де Ниро, предложила Харту и Мэдигану $2 млн за переуступку прав; они отказались и потребовали $3 млн, заявив, что уже потратили на проект $2,5 млн. Сделка не состоялась – более того, Харт и Мэдиган начали угрожать судом, если проект у них отберут.

После того как интерес к застройке Brooklyn Navy Yard проявил Де Ниро и о нем стало широко известно, Харту и Мэдигану искать соинвесторов стало намного проще; партнер нашелся неподалеку – крупная инвестиционная и девелоперская компания Steiner Equity Group из Нью-Джерси.

В октябре 1999 г. мэрия Нью-Йорка объявила, что контракт на застройку верфей заключен с New York Studios и по его условиям город получит на $60 млн больше, чем от сделки с группой Де Ниро. По свидетельству источников NYT, сделка была заключена за считанные часы: Руди Вашингтон (он представлял город в совете директоров Navy Yard Development Corp., которая отвечала за развитие территории верфей) сообщил совету о распоряжении Джулиани ускорить заключение сделки и представил дело так, будто мэр одобрил сделку с New York Studios – за нее директора Navy Yard Development Corp. и проголосовали. Джулиани, узнав о свершившемся за его спиной, был в бешенстве, но все было сделано юридически безупречно, и на публике мэр был вынужден сохранять лицо: «Слово, повторявшееся в пресс-релизе [о переговорах с Де Ниро] три раза – «исследовать», – заявил Джулиани 14 октября 1999 г. – «Исследовать» – значит, что сделки нет».

В шоке были не только Де Ниро и его партнеры, но и другие нью-йоркские девелоперы – ведь контракт достался «чужакам» из Нью-Джерси, до того ни одного объекта в Большом Яблоке не построившим.

Вспоминая о потерянном $150-миллионном контракте в разговоре с «Ведомостями», Де Ниро спокоен и рассудителен: «Для меня это был очень амбициозный проект – если бы удалось его осуществить. Но произошло то, что произошло. Так к этому и нужно относиться».

В Россию Де Ниро прилетел не вечером, как планировалось, а за полночь, и потому светская вечеринка в московском ресторане Nobu, запланированная в честь его приезда, превратилась в утренник. А наше интервью, которое было намечено на утро, переехало на глубокий вечер следующего дня. В назначенный час я приезжаю в Nobu, мне говорят, что 67-летний актер очень устал и готов ответить «только на один вопрос». Но когда я вхожу в кабинет, Де Ниро уже «включился» и излучает позитив и обаяние, так что у нас получается полноценный разговор. Этот разговор о бизнесе начинается, естественно, с Nobu.

– Нобу Мацухиса рассказывает в своей книге, что вы уговаривали его открыть совместный ресторан в Нью-Йорке четыре года, показывали сначала одно здание, которое купили для будущего проекта, потом другое... Почему вы были столь настойчивы?

– Не помню уже, действительно ли это было четыре года, но и вправду долго. Мы знакомы уже 22 или 24 года, и когда-то я предложил ему: «Скажи мне, когда будешь готов открыть ресторан в Нью-Йорке». В какой-то момент он согласился, и мы открыли первый ресторан. Так все и началось.

– Какова ваша роль в менеджменте Nobu?

– Я принимаю участие во всех вопросах, где может потребоваться моя помощь. Например, сейчас одна из наших идей – открывать отели Nobu. Потому что если отели предлагают нам открывать рестораны Nobu в своих стенах, чтобы повысить собственные рейтинги, то почему нам самим не открывать отели Nobu? Это может быть интересным концептом.

– У сети Nobu несколько партнеров. Как вы принимаете стратегические решения – например, открыть ресторан в Москве?

– Все вместе. В Москве, как вы знаете, у нас есть местный партнер (Арас и Эмин Агаларовы, Crocus Group. – «Ведомости»).

– Nobu – самая известная сеть качественных ресторанов в мире. Как вы думаете, смог бы Нобу добиться такого же успеха без вашей помощи?

– Не знаю. У меня есть своя роль [в компании], я добавил Nobu узнаваемости, но если бы еда была плохой, сервис был бы плохим – ничего бы не получилось.

– Только что открылся Nobu в Будапеште. Вы там уже были?

– Да, на прошлой неделе – место очень хорошее. (В отеле Kempinski. Nobu практикует ротацию своих поваров: бывший шеф-повар московского ресторана Ллойд Роберт стал шефом будапештского, а кухню московского Nobu возглавил Фабио Наказато, ранее работавший в Nobu Miami Beach. – «Ведомости»)

– Нобу рассказывает в своей книге несколько трогательных историй, происходивших с гостями Nobu. А какие у вас самые яркие воспоминания, связанные с Nobu?

– (Задумывается). Нет, правда, – никаких анекдотов вспомнить не могу, ничего такого не было. Придумайте что-нибудь сами (смеется).

– Как я понимаю, у вас сейчас четыре направления бизнеса: ресторанный, девелопмент, Tribeca Productions и Tribeca Film Festival?

– Не сказал бы, что я серьезный девелопер – хотелось бы быть, если бы я был умнее. Да, есть рестораны, есть Tribeca Enterprises, и есть Tribeca Productions.

– Tribeca Productions прибыльна?

– Отвечу следующим образом: это не так просто, как кажется. На словах это звучит хорошо, но на деле все гораздо сложнее.

– У вас есть какие-то официальные должности в этих компаниях? Мне удалось найти упоминание только об одной – что вы являетесь гендиректором компании Tribeca Film Center, которая управляет офисным центром, где сидите вы и Miramax.

– В каких-то имею, но даже в тех, где это не так очевидно, от моего слова зависит многое.

– В 2002 г. Tribeca Productions была сопродюсером мюзикла We Will Rock You, посвященного группе Queen. Почему вы теперь решили продюсировать фильм про Фредди Меркури и пригласить на главную роль Сашу Коэна?

– Это давняя история. Ее инициатор – мой партнер Джейн Розенталь.

– Вы не думаете, что у Коэна скандальный имидж, который может вам помешать?

– Нет.

– Вы наняли Джейн Розенталь в 1989 г. И она все еще с вами. То есть вы хороший босс?

– Думаю, что да. Да, я хороший босс.

– Сколько сейчас сотрудников в Tribeca Productions и знаете ли вы, сколько лет в среднем люди работают в вашей компании?

– Людей не так много – 15 или 20 человек. Я стараюсь сохранить людей так долго, как они сами этого хотят, – и до тех пор, пока это работает. Я верю в честные отношения: если люди делают свою работу искренне и хорошо – все будет ОК. Вообще, я не сторонник частых перемен. Даже в ресторанном бизнесе – не думаю, что люди приходят [работать] сюда [в Nobu], чтобы засветиться на какое-то короткое время. Я верю в то, что с каждым годом все становится лучше и лучше. Конечно, перемены и корректировки необходимы – мы тоже это делаем, но традиции надо хранить.

– Tribeca Film Festival – это по-прежнему социальный проект или уже бизнес?

– Конечно, это бизнес – фестиваль надо окупать. И без 2000 волонтеров со всего мира мы попросту не смогли бы его проводить. А люди помогают нам, потому что им это нравится, – и каждый год они возвращаются.

– В 1999 г. вы и ваши партнеры не смогли получить $150-милионный контракт на застройку верфей Brooklyn Navy Yard. Какие выводы вы сделали из того случая?

– В той истории было сильное политическое влияние. Для меня это был очень амбициозный проект – если бы удалось его осуществить. Но произошло то, что произошло. Так к этому и нужно относиться.

– В 1989 г., рассказывая The New York Times про ваш новый проект, Tribeca Productions, вы сказали: «Я думаю, что, если мне суждено сделать это только раз в моей жизни, надо попробовать сейчас. Я делаю что-то, чего я еще не делал. Причина именно в этом».

– Да, так и было.

– И что вы можете сказать сейчас – получилось?

– Я не скажу вам, что «получилось» или что «не получилось», – мы продолжаем двигаться вперед.

– Позвольте мне напоследок задать вам один личный вопрос – я мечтал об этом с 1995 г., когда на экраны вышел фильм Heat (у нас в России он прокатывался как «Схватка»). Вопрос про последнюю сцену фильма – ночью, на территории аэропорта: объясните мне, пожалуйста, почему ваш герой Нил Макколи вдруг начинает убегать от полицейского Винсента Ханна? (Ранее, в отеле – все понятно: он пытается увести копа от своей девушки). Но почему потом – ведь весь предыдущий фильм доказывает нам, что ваш герой – бандит, не боящийся ничего и никого, и вот он оказывается один на один с преследователем, оба вооружены, а он вдруг начинает убегать?

– Интересный вопрос – мне его никогда не задавали. У меня нет ответа – так решили режиссер и сценарист.

– Не думаете ли вы, что это ошибка в сценарии, и Heat – классическая драма про то, как «долг борется с сердечным влечением», – должна была бы завершиться как классический вестерн – противостоянием глаза в глаза и перестрелкой, в которой герои выяснили бы, кто из них более достоин жизни?

– Может быть, вы правы.