«Не сказал бы, что я серьезный девелопер, хотелось бы быть, если бы я был умней»
Роберт Де Ниро – продюсер, ресторатор и девелопер – называет себя хорошим боссом и говорит, что всегда ориентирован на долгосрочные отношения со своими сотрудниками1988
создает продюсерскую компанию Tribeca Productions
1990
открывает ресторан Tribeca Grill
1994
открывает первый ресторан Nobu New York
2003
учреждает компанию Tribeca Enterprises
$660
млн принесли в экономику Нью-Йорка кинофестивали Tribeca Film Festival
Судьбоносные устрицы
«Один постоянный посетитель ресторана как-то попросил меня спрятать в устрице кольцо для помолвки, чтобы удивить свою подругу. Когда она приехала, я налил им немного шампанского и подал устрицы с тремя сальсами Нобу. Мы следили затаив дыхание, как она съела сначала одну устрицу, затем вторую. Увидев в третьей кольцо, она онемела от изумления. Упав на одно колено, мужчина произнес: «Я люблю тебя. Выходи за меня замуж». Девушка расплакалась, а весь ресторан грохнул аплодисментами. Устрицы всегда напоминают мне о том моменте». Нобу. Книга рецептов
Бизнес Де Ниро
Tribeca Enterprises. Медиакомпания Организует кинофестивали Tribeca Film Festival, Tribeca Film Festival International, управляет кинотеатрами Tribeca Cinemas и дистрибуторской компанией Tribeca Film. Выручка не разглашается. Основные акционеры – роберт Де Ниро, Джейн Розенталь, Крейг Хэткоф, Джонатан Тиш. Tribeca Productions Продюсерская компания. Выручка – $0,6 млн (данные Hoover’s). Основные акционеры – роберт Де Ниро, Джейн Розенталь. С момента основания в 1988 г. спродюсировала более 25 фильмов, которые собрали более $2 млрд.
Дома как в гостях
Де Ниро говорит, что по-прежнему может получать удовольствие от еды и атмосферы, посещая свои рестораны. «Но если вижу ошибки – подмечаю», – говорит он. Ведомости
Когда Роберт Де Ниро в 1976 г. исполнил главную роль в фильме «Последний магнат», посвященном знаменитому голливудскому продюсеру Ирвину Тальбергу, актер и подумать не мог, что со временем станет продюсером сам. «Теперь играть было бы проще», – говорит он. Потому что сейчас Де Ниро и сам магнат – настолько крупный, что интернет-ресурс Crain’s New York Business еще в 2003 г. включил его в список «100 самых влиятельных бизнесменов Нью-Йорка». Конечно, это произошло не потому, что Де Ниро – двукратный обладатель «Оскара» – один из самых высокооплачиваемых актеров современности. И даже не потому, что он – один из совладельцев знаменитой ресторанной сети Nobu. Помимо ресторанов у Де Ниро есть продюсерская компания Tribeca Productions, Tribeca Enterprises, которая проводит кинофестиваль Tribeca Film Festival, и крупный бизнес в недвижимости. Хотя Де Ниро и скромничает, говоря, что не является большим девелопером – «хотелось бы быть», – но именно он, коренной житель Нью-Йорка, превратил бывший портовый район Tribeca в одно из самых модных (и дорогих) мест Нью-Йорка, начав скупать и реконструировать местную недвижимость.
Все началось в конце 80-х, когда Де Ниро решил создать собственную продюсерскую компанию и купил для нее восьмиэтажное здание в бывшей припортовой зоне Tribeca – ранее в нем располагался склад и офисы кофейной компании (сам актер переехал в район Tribeca в начале 80-х гг.). Три этажа в этом здании заняли компании Де Ниро, один выкупила студия Miramax Films, остальные были переоборудованы под кинозал и комнаты для озвучания и монтажа, а на двух нижних этажах Де Ниро открыл ресторан Tribeca Grill – его соинвесторами стали один из главных нью-йоркских рестораторов Дрю Нипорент и такие звезды, как Михаил Барышников, Шон Пенн, Билл Мюррэй и Кристофер Уокен.
В 1994 г. по соседству с Tribeca Grill открылся ресторан Nobu New York – по словам шеф-повара Нобуюки Мацухисы, Де Ниро ждал четыре года, пока знаменитый в Калифорнии повар созреет для того, чтобы открыть свой ресторан на Восточном побережье США. (Сегодня сеть ресторанов Nobu, которую Де Ниро и Мацухиса развивают совместно, насчитывает уже 22 ресторана на четырех континентах.)
А партнером Де Ниро в Tribeca Productions стала Джейн Розенталь, ранее работавшая продюсером в телекомпании CBS и Walt Disney Pictures, – на тот момент ей было 33 года.
«У меня никогда не было полной ответственности за фильм, и я ее никогда не хотел, – объяснял Де Ниро причины создания собственного продюсерского центра газете The New York Times в 1989 г. – А теперь я хочу. Я был по одну сторону камеры, а теперь хочу испытать, как там, на другой стороне».
«Я хочу, чтобы у меня был контроль, – продолжал он. – Писатель или художник могут контролировать результаты своего труда, но в кино все по-другому. Я вижу безвкусный постер, и мне хочется сказать: «Почему вы сделали такой?» Может быть, я знаю лучший способ? Я в этом мире достаточно давно и знаю, что иногда более дешевое решение – лучше».
«Хотя контроль – это утомительно», – добавил Де Ниро.
Первым проектом Tribeca Productions стал кинофильм, посвященный Нью-Йорку, – Bronx Tales, – в нем Де Ниро выступил и как продюсер, и как режиссер. Но с тех пор Tribeca Productions продюсирует в основном телесериалы, а Де Ниро в роли режиссера почти не выступает. Последний контракт Tribeca Productions, заключенный в октябре 2010 г., – полицейский сериал Rookies, который компания Де Ниро сделает для телеканала CBS.
Кинофестиваль Tribeca Film Festival начинался как чисто социальный проект: Де Ниро, патриот родного Нью-Йорка, вскоре после террористических атак на город в сентябре 2001 г. заявил, что организует новый кинофестиваль в Нью-Йорке – для поднятия морального духа горожан и чтобы показать, что жизнь продолжается (Tribeca граничит с районом Financial District, где стояли уничтоженные башни Всемирного торгового центра). Первый фестиваль, который поддержали Мартин Скорсезе, Джордж Лукас, Кевин Спейси, Барри Левинсон, Исаак Мизрахи, прошел в мае 2002 г. – на нем было показано более 150 фильмов, включая премьеру «Звездных войн: Эпизод II». В будущем году Tribeca Film Festival пройдет уже в десятый раз – теперь это бизнес-проект, говорит Де Ниро. (По данным организаторов, с момента основания Tribeca Film Festival посетили 3,25 млн человек, фестиваль принес в экономику Нью-Йорка $660 млн.)
Как и любой бизнесмен, Де Ниро знает не только победы, но и поражения. Самую большую неудачу Де Ниро потерпел не в кинобизнесе, а в девелопменте (хотя корни у того проекта тоже были киношные). Производство кино- и телефильмов в Нью-Йорке за последние полтора десятка лет стабильно росло, подметил Де Ниро (с 1993 по 1999 г. число снятых в городе кинофильмов выросло с 69 до 221, а телефильмов за тот же период – с 3598 до 7680, указывала The New York Times). Но площадок для монтажа и озвучания фильмов в Нью-Йорке катастрофически не хватало, и продюсерам приходилось вывозить труппы в Лос-Анджелес или Торонто. Де Ниро решил построить полноценную киностудию на месте верфей Brooklyn Navy Yard, закрытых еще в 1966 г. (эту землю выкупил город). Хотя идея эта принадлежала не Де Ниро, а художнику кино Кэрри Харту и компьютерному консультанту Луису Мэдигану – они заключили контракт на застройку верфей в июне 1998 г., но денег под проект найти так и не смогли.
В мае 1999 г. Де Ниро и мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани провели совместную конференцию, на которой заявили, что обсуждают сделку, в соответствии с которой группа инвесторов под руководством Де Ниро вложит $150 млн в строительство киностудии на месте Brooklyn Navy Yard. Инвестиции Tribeca Productions, Miramax Films и других кинокомпаний в оборудование новой киностудии оценивались в $2,6 млрд.
Но далее начались бюрократические игры, в которых Де Ниро и его партнеры оказались в проигравших. The New York Times и New York Observer, подробно описывавшие тот скандал, отмечали, что у двух соперничавших групп инвесторов лоббистами оказались два вице-мэра. Де Ниро поддерживал вице-мэр по экономике Рэнди Левин. Хэрта и Мэдигана – Руди Вашингтон, отвечавший в мэрии за связи с бизнесом. Права компании Хэрта и Мэдигана, New York Studios, на застройку верфей истекли весной 1999 г., но к удивлению многих (в том числе и самого Джулиани) Руди Вашингтон свой властью продлил их до августа. Компания Vornado Realty Trust, выступавшая на стороне Де Ниро, предложила Харту и Мэдигану $2 млн за переуступку прав; они отказались и потребовали $3 млн, заявив, что уже потратили на проект $2,5 млн. Сделка не состоялась – более того, Харт и Мэдиган начали угрожать судом, если проект у них отберут.
После того как интерес к застройке Brooklyn Navy Yard проявил Де Ниро и о нем стало широко известно, Харту и Мэдигану искать соинвесторов стало намного проще; партнер нашелся неподалеку – крупная инвестиционная и девелоперская компания Steiner Equity Group из Нью-Джерси.
В октябре 1999 г. мэрия Нью-Йорка объявила, что контракт на застройку верфей заключен с New York Studios и по его условиям город получит на $60 млн больше, чем от сделки с группой Де Ниро. По свидетельству источников NYT, сделка была заключена за считанные часы: Руди Вашингтон (он представлял город в совете директоров Navy Yard Development Corp., которая отвечала за развитие территории верфей) сообщил совету о распоряжении Джулиани ускорить заключение сделки и представил дело так, будто мэр одобрил сделку с New York Studios – за нее директора Navy Yard Development Corp. и проголосовали. Джулиани, узнав о свершившемся за его спиной, был в бешенстве, но все было сделано юридически безупречно, и на публике мэр был вынужден сохранять лицо: «Слово, повторявшееся в пресс-релизе [о переговорах с Де Ниро] три раза – «исследовать», – заявил Джулиани 14 октября 1999 г. – «Исследовать» – значит, что сделки нет».
В шоке были не только Де Ниро и его партнеры, но и другие нью-йоркские девелоперы – ведь контракт достался «чужакам» из Нью-Джерси, до того ни одного объекта в Большом Яблоке не построившим.
Вспоминая о потерянном $150-миллионном контракте в разговоре с «Ведомостями», Де Ниро спокоен и рассудителен: «Для меня это был очень амбициозный проект – если бы удалось его осуществить. Но произошло то, что произошло. Так к этому и нужно относиться».
В Россию Де Ниро прилетел не вечером, как планировалось, а за полночь, и потому светская вечеринка в московском ресторане Nobu, запланированная в честь его приезда, превратилась в утренник. А наше интервью, которое было намечено на утро, переехало на глубокий вечер следующего дня. В назначенный час я приезжаю в Nobu, мне говорят, что 67-летний актер очень устал и готов ответить «только на один вопрос». Но когда я вхожу в кабинет, Де Ниро уже «включился» и излучает позитив и обаяние, так что у нас получается полноценный разговор. Этот разговор о бизнесе начинается, естественно, с Nobu.
– Нобу Мацухиса рассказывает в своей книге, что вы уговаривали его открыть совместный ресторан в Нью-Йорке четыре года, показывали сначала одно здание, которое купили для будущего проекта, потом другое... Почему вы были столь настойчивы?
– Не помню уже, действительно ли это было четыре года, но и вправду долго. Мы знакомы уже 22 или 24 года, и когда-то я предложил ему: «Скажи мне, когда будешь готов открыть ресторан в Нью-Йорке». В какой-то момент он согласился, и мы открыли первый ресторан. Так все и началось.
– Какова ваша роль в менеджменте Nobu?
– Я принимаю участие во всех вопросах, где может потребоваться моя помощь. Например, сейчас одна из наших идей – открывать отели Nobu. Потому что если отели предлагают нам открывать рестораны Nobu в своих стенах, чтобы повысить собственные рейтинги, то почему нам самим не открывать отели Nobu? Это может быть интересным концептом.
– У сети Nobu несколько партнеров. Как вы принимаете стратегические решения – например, открыть ресторан в Москве?
– Все вместе. В Москве, как вы знаете, у нас есть местный партнер (Арас и Эмин Агаларовы, Crocus Group. – «Ведомости»).
– Nobu – самая известная сеть качественных ресторанов в мире. Как вы думаете, смог бы Нобу добиться такого же успеха без вашей помощи?
– Не знаю. У меня есть своя роль [в компании], я добавил Nobu узнаваемости, но если бы еда была плохой, сервис был бы плохим – ничего бы не получилось.
– Только что открылся Nobu в Будапеште. Вы там уже были?
– Да, на прошлой неделе – место очень хорошее. (В отеле Kempinski. Nobu практикует ротацию своих поваров: бывший шеф-повар московского ресторана Ллойд Роберт стал шефом будапештского, а кухню московского Nobu возглавил Фабио Наказато, ранее работавший в Nobu Miami Beach. – «Ведомости»)
– Нобу рассказывает в своей книге несколько трогательных историй, происходивших с гостями Nobu. А какие у вас самые яркие воспоминания, связанные с Nobu?
– (Задумывается). Нет, правда, – никаких анекдотов вспомнить не могу, ничего такого не было. Придумайте что-нибудь сами (смеется).
– Как я понимаю, у вас сейчас четыре направления бизнеса: ресторанный, девелопмент, Tribeca Productions и Tribeca Film Festival?
– Не сказал бы, что я серьезный девелопер – хотелось бы быть, если бы я был умнее. Да, есть рестораны, есть Tribeca Enterprises, и есть Tribeca Productions.
– Tribeca Productions прибыльна?
– Отвечу следующим образом: это не так просто, как кажется. На словах это звучит хорошо, но на деле все гораздо сложнее.
– У вас есть какие-то официальные должности в этих компаниях? Мне удалось найти упоминание только об одной – что вы являетесь гендиректором компании Tribeca Film Center, которая управляет офисным центром, где сидите вы и Miramax.
– В каких-то имею, но даже в тех, где это не так очевидно, от моего слова зависит многое.
– В 2002 г. Tribeca Productions была сопродюсером мюзикла We Will Rock You, посвященного группе Queen. Почему вы теперь решили продюсировать фильм про Фредди Меркури и пригласить на главную роль Сашу Коэна?
– Это давняя история. Ее инициатор – мой партнер Джейн Розенталь.
– Вы не думаете, что у Коэна скандальный имидж, который может вам помешать?
– Нет.
– Вы наняли Джейн Розенталь в 1989 г. И она все еще с вами. То есть вы хороший босс?
– Думаю, что да. Да, я хороший босс.
– Сколько сейчас сотрудников в Tribeca Productions и знаете ли вы, сколько лет в среднем люди работают в вашей компании?
– Людей не так много – 15 или 20 человек. Я стараюсь сохранить людей так долго, как они сами этого хотят, – и до тех пор, пока это работает. Я верю в честные отношения: если люди делают свою работу искренне и хорошо – все будет ОК. Вообще, я не сторонник частых перемен. Даже в ресторанном бизнесе – не думаю, что люди приходят [работать] сюда [в Nobu], чтобы засветиться на какое-то короткое время. Я верю в то, что с каждым годом все становится лучше и лучше. Конечно, перемены и корректировки необходимы – мы тоже это делаем, но традиции надо хранить.
– Tribeca Film Festival – это по-прежнему социальный проект или уже бизнес?
– Конечно, это бизнес – фестиваль надо окупать. И без 2000 волонтеров со всего мира мы попросту не смогли бы его проводить. А люди помогают нам, потому что им это нравится, – и каждый год они возвращаются.
– В 1999 г. вы и ваши партнеры не смогли получить $150-милионный контракт на застройку верфей Brooklyn Navy Yard. Какие выводы вы сделали из того случая?
– В той истории было сильное политическое влияние. Для меня это был очень амбициозный проект – если бы удалось его осуществить. Но произошло то, что произошло. Так к этому и нужно относиться.
– В 1989 г., рассказывая The New York Times про ваш новый проект, Tribeca Productions, вы сказали: «Я думаю, что, если мне суждено сделать это только раз в моей жизни, надо попробовать сейчас. Я делаю что-то, чего я еще не делал. Причина именно в этом».
– Да, так и было.
– И что вы можете сказать сейчас – получилось?
– Я не скажу вам, что «получилось» или что «не получилось», – мы продолжаем двигаться вперед.
– Позвольте мне напоследок задать вам один личный вопрос – я мечтал об этом с 1995 г., когда на экраны вышел фильм Heat (у нас в России он прокатывался как «Схватка»). Вопрос про последнюю сцену фильма – ночью, на территории аэропорта: объясните мне, пожалуйста, почему ваш герой Нил Макколи вдруг начинает убегать от полицейского Винсента Ханна? (Ранее, в отеле – все понятно: он пытается увести копа от своей девушки). Но почему потом – ведь весь предыдущий фильм доказывает нам, что ваш герой – бандит, не боящийся ничего и никого, и вот он оказывается один на один с преследователем, оба вооружены, а он вдруг начинает убегать?
– Интересный вопрос – мне его никогда не задавали. У меня нет ответа – так решили режиссер и сценарист.
– Не думаете ли вы, что это ошибка в сценарии, и Heat – классическая драма про то, как «долг борется с сердечным влечением», – должна была бы завершиться как классический вестерн – противостоянием глаза в глаза и перестрелкой, в которой герои выяснили бы, кто из них более достоин жизни?
– Может быть, вы правы.