Кунашир взят

Дмитрий Медведев первым из российских лидеров посетил Курилы, вызвав бурю возмущения со стороны японского правительства. Серьезных последствий для двусторонних отношений эксперты не ожидают

Правительство Японии рассматривает возможность применения «ответных мер» к России после вчерашнего посещения российским президентом острова Кунашир, на который японская сторона предъявляет территориальные претензии наряду еще с тремя южными островами Курильской гряды. Возможен отзыв посла из Москвы и понижение тем самым уровня представительства до временного поверенного или временный выезд посла в Токио для консультаций, сообщает агентство «Киодо». В МИД Японии был вызван посол России Михаил Белый, которому был заявлен протест. Премьер Наото Кан заявил в парламенте, что поездка Медведева вызывает «крайнее сожаление», но генсек правительства Иосито Сэнгоку сказал, что она не приведет к резкому ухудшению двусторонних отношений.

Медведев собирался посетить острова еще 29 сентября, когда был на Камчатке, но поездке помешали погодные условия. На этот раз российский президент побывал на Курилах на пути из Вьетнама. Медведев осмотрел ряд объектов и обсудил планы социально-экономического развития Курил с губернатором Сахалина Александром Хорошавиным. Вопроса о территориальной принадлежности островов президент публично не касался, но еще 29 сентября объявил, что посетит острова и это важный регион для России.

В ответ на демарш Токио замминистра иностранных дел Алексей Бородавкин вызвал посла Японии Масахару Коно и заявил, что попытки повлиять на маршрут поездок президента России по российской территории неприемлемы. 13–14 ноября в Японии состоится саммит АТЭС, который посетит и Медведев. По мнению Леонида Гусева из Центра аналитического мониторинга МГИМО, японская сторона не пойдет в качестве ответной меры на отмену запланированной двусторонней встречи на высшем уровне, а ее риторика обращена к внутренней аудитории.

Отзыв посла – крайняя и маловероятная мера, на которую может пойти Япония, это лишь спровоцирует ответную реакцию Россию и ни к чему не приведет, говорит Валерий Кистанов, руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН. Китай в ходе спора с Японией за острова Даоюйтай пошел на серьезные меры: наложил эмбарго на экспорт редкоземельных металлов, ужесточил таможенное регулирование, прекратил контакты на министерских уровнях и уходит от встречи на высшем уровне. Однако Япония вряд ли применит к России подобные меры, так как уровень нашего политического и экономического сотрудничества невысок, а доля японских инвестиций составляет не более 1% от всего объема иностранных инвестиций, говорит Кистанов.