Лечебная переоценка

Российские производители жизненно необходимых и важнейших лекарств (ЖНВЛС) могут лишиться возможности закладывать в цену затраты на развитие производства, а иностранные – поднимать цены даже на уровень инфляции. Такие изменения в правила ценообразования предложило правительству Минздравсоцразвития
А. Махонин

Изменения содержатся в проекте постановления правительства о госрегулировании цен на лекарственные препараты для медицинского применения, опубликованном на сайте Минздравсоцразвития. Проект предлагает признать утратившим силу другое постановление о госрегулировании цен на лекарства, по которому предельные цены зарубежных производителей регистрируются с учетом цены в референтных странах и логистических расходов, а российских – с учетом цен на аналоги, затрат на обслуживание кредитов, развитие производства и уплату налогов. Новый проект сейчас находится на межведомственном согласовании, говорит представитель Минздравсоцразвития.

С 1 апреля цены на ЖНВЛС складываются из зарегистрированной в Минздравсоцразвития цены производителя, а также оптовой и розничной надбавок (их устанавливают региональные власти). По методике Минздравсоцразвития отечественные производители регистрировали цены, исходя из средневзвешенной отпускной цены за последние полгода, зарубежные – исходя из средневзвешенной цены ввоза препаратов за шесть месяцев и их стоимости в 21 референтной стране (стране производства, 19 европейских странах и Казахстане). Но методика Минздравсоцразвития «отличается» от постановления правительства «О совершенствовании государственного регулирования цен на ЖНВЛС», учитывающего затраты, указывал в сентябре директор управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. Ее необходимо привести в соответствие с постановлением, заявлял тогда другой чиновник ФАС.

Но Минздравсоцразвития предлагает отменить постановление о госрегулировании цен на лекарства вовсе. Если проект будет утвержден, российские компании не смогут закладывать в цену затраты на обслуживание кредитов, развитие производства и уплату налогов, указывает старший юрист компании Goltsblat BLP Нина Белозерцева.

Проект позволяет российским производителям пересматривать цены не чаще раза в год в случае изменения цен на сырье и материалы, накладных расходов, а также уровня инфляции. Для зарубежных производителей такой возможности не предусмотрено, отмечает Белозерцева: такое же положение закреплено в поправках к закону об обращении лекарств (подписаны президентом Дмитрием Медведевым 13 октября 2010 г. – «Ведомости»). Это может привести к тому, что часть препаратов будут на время исчезать с рынка, а спустя год регистрироваться как ранее в России не представленные, говорил «Ведомостям» чиновник ФАС.

Тогда могут подорожать лекарства, не входящие в перечень ЖНВЛС: фармпроизводители станут перекладывать все свои расходы на них, говорит представитель российского фармпроизводителя. Если переложить затраты на другие препараты, их стоимость вырастет, а сами они могут оказаться неконкурентными, указывает председатель совета директоров «Биокада» Дмитрий Морозов. Пока отечественные лекарства, по данным Ассоциации российских фармпроизводителей, в среднем на 30% дешевле иностранных аналогов.

Не все производители смогут компенсировать затраты за счет лекарств не из ЖНВЛС. «У нас почти все препараты входят в список, поэтому заложить в стоимость препаратов средства, потраченные на инновации и GMP (good manufacturing practice, международные стандарты качества производства), мы не сможем», – говорит директор по стратегическому развитию компании «Полисан» Александр Потапов. Производителям придется фиксировать убытки и уже затем просить чиновников пересмотреть предлагаемые нормы, переживает Морозов.

Постановление определяет правила регистрации отпускных цен и установления надбавок, говорит представитель Минздравсоцразвития. «Мы имеем возможность проверить экономическую обоснованность цен на российские препараты, но лишены ее в отношении зарубежных, – объясняет он. – Поэтому исходим из того, что иностранные производители закладывают все издержки, связанные с производством, таможенным оформлением, содержанием представительств, маркетингом».