Имя в аренду

«Коммерсантъ» решил снова работать по франшизе: он передал право на издание большей части своих региональных выпусков местным партнерам. Издательский дом сэкономит на этом около $1 млн в год

С 1 ноября издателем газеты «Коммерсантъ» в Чувашии и Марий Эл стало местное ООО «Планета медиа», сообщил «Ведомостям» его представитель Владислав Дудин. Эта компания управляет медиаактивами ООО «Савва-холдинг» (75% «Планеты медиа» принадлежит гендиректору холдинга Валерию Кириленко, по данным «СПАРК-Интерфакса»), в частности франчайзинговыми изданиями «Московского комсомольца», «Аргументов и фактов», франшизой радиостанции «Радио-FM», уточнил Дудин.

В прошлом году ИД «Коммерсантъ» решил оптимизировать затраты на издание газеты за счет перехода на франшизу в нестратегических для себя регионах, рассказал коммерческий директор ИД Павел Филенков. По его словам, за год местным партнерам было передано издание этой газеты в 10 регионах (включая Чувашию и Марий Эл). Раньше «Коммерсантъ» уже привлекал партнера для издания региональных выпусков: в 2000 г. ИД создал более десятка совместных предприятий по всей России с ИД «Интермедиагрупп» (издает телегид «Антенна-Телесемь»), но впоследствии выкупил долю партнера и стал выпускать региональные вкладки самостоятельно. По франшизе газета последние годы издавалась только в Иркутске. «Коммерсантъ» сейчас вряд ли откажется от издания газеты своими силами в таких регионах, как Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и Самара, но ведет переговоры с местными компаниями в Ярославле и Воронеже, уточнил Филенков. По его оценке, за счет уже заключенных договоров о франшизе ИД сэкономит около $1 млн в год, или 1–1,5% бюджета. Федеральному СМИ крайне сложно окупить региональные издания за счет местной рекламы, а местные партнеры выходят на рентабельность за счет дополнительной деятельности – выпуска приложений, проведения конференций и т. д, объясняет Филенков.

Издатели федеральных СМИ в России довольно часто пользуются франшизой для издания в регионах. К примеру, «Аргументы и факты» («АиФ») издаются местными партнерами более чем в половине регионов присутствия, говорит заместитель гендиректора по региональному развитию одноименного ИД Юрий Слепихин: «А наши – все миллионники, где региональный рынок рекламы достаточно большой и содержание собственного предприятия экономически оправданно». У «Комсомольской правды» по франшизе издается 30% тиража, крупнейшие города также обслуживаются самостоятельно, уточнил директор по региональному развитию этого ИД Геннадий Чечканов. Деловые газеты используют франшизу реже: у «Ведомостей» только два местных партнера, у РБК – ни одного.