Ральф Спет: «Мы превратились в цельную компанию», - Ральф Спет, генеральный директор Jaguar Land Rover

Генеральный директор Jaguar Land Rover Ральф Спет рассказывает, как автомобильный концерн, сменив американского собственника на индийского, вернулся к прибыльности
А. Махонин

1980

поступил на работу в компанию BMW, последняя должность – вице-президент Land Rover

2000

директор по производству и качеству Premier Automotive Group (Ford)

2002

перешел в Linde Group, назначен вице-президентом

2010

18 февраля назначен гендиректором Jaguar Land Rover

Jaguar Land Rover

Британский автопроизводитель. Владелец – Tata Motors (100%). Финансовые показатели (за 6 месяцев финансового года, завершившихся 30 сентября 2010 г.): Выручка – $7 млрд, Прибыль до налогообложения – $745,7 млн. Продажи (апрель – сентябрь 2010 г.) автомобилей марки Jaguar – 29 780 (в том числе 507 – в России) и марки Land Rover – 82 507 (в том числе 4986 – в России).

Прогноз для России

До кризиса Россия была одним из главных рынков для Land Rover, но с тех пор продажи очень сильно упали. «Российский рынок вернется к докризисным уровням, может быть, в 2013-м или в 2014 г., – предсказывает Спет. – Конечно, этому могут помешать много привходящих обстоятельств, но я остаюсь оптимистом». Ведомости

Переход Jaguar Land Rover из Ford Motor Co. в группу Tata явно пошел британской компании на пользу. Выйдя из-под опеки большой бюрократической структуры, которой еще несколько лет назад был Ford, и получив поддержку индийского миллиардера Ратана Таты, Jaguar Land Rover начинает расцветать. Компания вернулась к прибыльности на полтора года раньше первоначально намеченного срока (221 млн фунтов стерлингов чистой прибыли за II квартал и 238 млн фунтов за III квартал); новые модели – Jaguar XJ и Range Rover Evoque – прекрасно встречены журналистами и клиентами; планы закрытия одного из трех заводов в Великобритании отменены – вместо этого компания объявила о наборе дополнительных 1500 работников для производства Evoque; в следующем году должна начаться сборка автомобилей Land Rover в Индии, следом – строительство автозавода в Китае. О том, что изменилось в компании после вхождения в группу Tata, «Ведомостям» рассказывает новый гендиректор Jaguar Land Rover Ральф Спет.

– Jaguar Land Rover стал прибыльным со II квартала 2010 г. Между тем ваш предшественник Дэвид Смит говорил в интервью «Ведомостям» в октябре 2009 г., что компания сможет вернуться к прибыльности только через два года. За счет чего вам удалось это сделать быстрее?

– Главное – это правильный продукт. Но мировая экономика также начала восстанавливаться [быстрее], что позволило нам раньше вернуться к прибыльности. А реструктуризация позволила нам привести финансы в порядок.

– Какие именно изменения вы провели в рамках реструктуризации? Что поменялось в Jaguar Land Rover после того, как компания была куплена Tata Motors?

– Tata помогла нам с модернизацией IT-систем. Tata, и в первую очередь лично Ратан Тата, оказали нам большую поддержку в том, что касается новых разработок. Постепенно, шаг за шагом, мы превратились в цельную компанию, наши внутренние процессы стали упорядоченными.

– Как вы видите будущую синергию между Tata Motors и Jaguar Land Rover?

– Я не вижу большой синергии в том, что касается продукта, – Jaguar и Land Rover всегда останутся сами собой. Синергия возможна на уровне бэк-офисов – администрирование, IT... Индийцы традиционно сильны в инжиниринге, в IT – так почему это не использовать?

– Я читал, что Tata Motors и Jaguar Land Rover будут разрабатывать двигатели совместно. Это правда?

– Некоторая вероятность этого существует, но совместная разработка подразумевает, что инженеры Jaguar Land Rover будут определять спецификации двигателей, которые им необходимы. Следующий аспект – это производство [совместных] двигателей, как это делают Ford, BMW, PSA, – можно делить производственные мощности, но двигатели делаются по спецификациям каждого конкретного автопроизводителя.

– Двигатели для Jaguar Land Rover поставляет ваша бывшая материнская компания Ford, и американцы не успевают производить столько двигателей, сколько вам требуется. Проблему удастся решить?

– На наши машины очень большой спрос, и нам действительно требуется больше двигателей. Мы очень хорошие партнеры с Ford и работаем над этим. Но надо признать, что некоторая стесненность у нас есть, поскольку [на увеличение производства двигателей] требуется время.

– Tata Motors объявила, что со следующего года автомобили Land Rover будут собираться в Индии. Вы будете отправлять своих инженеров в Индию или индийских на обучение на свои заводы в Великобритании?

– И так, и так. У нас есть тренинговые команды, люди из Индии уже находятся на наших заводах, изучают наши процессы. А наши инженеры отправились в Индию. Мы начнем сборку с Freelander, ориентир – начало следующего года.

– А в будущем планируете ли вы настоящее производство машин в Индии или по-прежнему ограничитесь сборкой?

– Производство требует очень больших инвестиций. Чтобы оправдать инвестиции, нужен определенный уровень продаж. Если в будущем этот уровень будет достигнут...

– Кажется, корпоративные культуры англосаксонских компаний и индийских различаются довольно сильно. Как вы собираетесь создать общую?

– Нет, культура Tata и нашей компании отличается не так сильно. Во-первых, все говорят по-английски – и это сразу облегчает жизнь. Во-вторых, обе компании при разработке новых продуктов ставят перед собой самые высокие цели. Мистер Тата – настоящий антрепренер, способный видеть на далекую перспективу.

– А насколько глубоко Ратан Тата погружен в работу вашей компании?

– Да прямо до базового уровня. Но хотелось бы видеть его чаще. (Смеется.) У мистера Таты огромная империя, и Jaguar Land Rover – лишь малая ее часть. Но мы счастливы, что он может уделять немного времени и нам. Он знаток, настоящий автомобильный эксперт, знает множество технических решений, очень интересуется технологиями – с ним по-настоящему интересно говорить. И у него очень хороший глаз – он же архитектор по образованию, понимает дизайн. [Такой босс] – настоящая ценность для компании.

– Вы были вице-президентом Land Rover, когда компания принадлежала BMW. Почему вы решили во второй раз войти в ту же самую реку?

– Работать на такую компанию, как Jaguar Land Rover, – это честь. Замечательные бренды, замечательные продукты!

– Россия – гораздо более важный рынок для марки Land Rover, чем для Jaguar, не так ли?

– Да, но, если у вас есть правильный продукт, вы можете быть с ним успешным. Посмотрите на новый Jaguar XJ – это замечательный автомобиль, он очень хорошо принят как прессой, так и покупателями.

– Российский рынок за первое полугодие вырос на 9%, но продажи Jaguar Land Rover за тот же период упали на 22%. Почему?

– Главная причина – недостаток двигателей. Положение должно выправиться во второй половине года.

– Маленький Jaguar X-Type строился на платформе Ford Mondeo и был переднеприводным. Надеюсь, новый будет заднеприводным, как все остальные Jaguar?

– (Смеется.) Это будет очень интересная модель – настоящий Jaguar.