Повестка дня: Точечная настройка
Органы ФАС РФ последовательно переходят от борьбы с наиболее вопиющими нарушениями к более точечной и детальной настройке правовой среды, поддерживающей конкуренцию. Дистрибьюторские договоры, безусловно, один из таких инструментов. Очевидная тенденция – повышение внимания к их антимонопольному соответствию.
«Каменская & партнеры»
юридическая компания. Основана в 2002 г. Имена партнеров и финансовые показатели не раскрываются.
Усиление конкуренции – поиск новых инструментов в борьбе за более благоприятные условия ведения бизнеса. Все чаще в практике мы наблюдаем эффективное обжалование, прежде всего со стороны покупателей-дистрибьюторов, злоупотреблений доминирующих производителей-продавцов. Основаниями для обжалования служат указанные нормы закона. Предмет – необоснованный отказ или необоснованная дифференциация условий. Как реагируют компании на эти тенденции? Негативные примеры:
1) Крайнее нежелание коммерческих подразделений (а нередко и высшего руководства) менять сложившуюся систему взаимоотношений и мотиваций в весьма чувствительной «вертикальной цепочке».
2) Практика «замалчивания», «маскировки» и элементарного антимонопольного невежества сотрудников компании фактически начисто лишает возможности использовать аргумент добросовестности оператора при рассмотрении вопроса и определении санкции.
3) Неэффективно работающие коммерческие подразделения активно саботируют попытки любой модернизации; главные стратегические задачи для компании теряются; юридическое подразделение нередко лишено возможности реализовывать данную стратегию.
4) «Попавшиеся» компании вызывают повышенный интерес как со стороны антимонопольных органов, так и со стороны «нижних соседей» по цепочке.
Однако в случае недооценки антимонопольных рисков или принятия сознательного решения их игнорировать минимизация правовыми средствами фактически невозможна.
Для покупателей последние тенденции влекут новые переговорные возможности в отношениях с поставщиками/ продавцами. Все чаще наблюдается требование антимонопольного комплайенса (уменьшения антимонопольных рисков) как аргумент при ведении переговоров, а также более аргументированная переговорная позиция и обоснование условий (прежде всего, экономические и технические обоснования).
Репутационные риски, которым может быть придана правовая сила с определенным экономическим эффектом (international compliance requirements и «политические заявления»), заключаются и во влиянии громких политических заявлений на коммерческую устойчивость компаний (особенно актуально – для котируемых предприятий), и в устойчивом предании «трансграничного характера» нормам, направленным на ограничение коррупции в сфере экономической деятельности (USA FCPA, UK Bribery Act 2010 и т.д.), в ситуации, когда антимонопольное нарушение оказывается сопряженным с актом коррупции.