За пределами сотни

Россия заняла лишь 138-е место среди 153 стран – участниц рейтинга частной благотворительности, впервые составленного в этом году благотворительной организацией Charities Aid Foundation. С каждым годом все больше россиянин становятся филантропами, но основную массу еще предстоит расшевелить
В России уже проводятся благотворительные балы, один из наиболее известных – Пушкинский бал в Екатерининском дворце, но массовой филантропия пока не стала/ Е.Разумный

Исследование, проведенное CAF на основании данных всемирного опроса общественного мнения Gallup’s WorldView Poll, – крупнейшее среди всех когда-либо проводившихся в сфере благотворительной деятельности, утверждают в фонде. Рейтинг для каждой страны рассчитывался как среднее арифметическое трех показателей: процент граждан от всего населения, делавших за последний месяц денежные пожертвования, работавших волонтерами и оказывавших помощь нуждающимся незнакомым людям. В первых двух показателях учитывались взносы или работа в пользу политических, общественных и религиозных организаций. В каждой стране в анкетировании участвовали по тысяче горожан (репрезентативная выборка), в России и Китае – не менее чем по 2000 человек.

Требуется Медведев

НКО 8 ноября объявили о начале сбора подписей под открытым обращением к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой внести поправки в закон о страховых отчислениях с зарплаты (№ 212-ФЗ), вступающий в силу с 1 января 2011 г. По нему все виды организаций должны будут увеличить отчисления в 2–3 раза. НКО просят президента поддержать поправки по сохранению пониженной ставки уплаты взносов для социально ориентированных некоммерческих организаций. Правительство страны уже предложило ввести льготы по тарифу для СМИ, инновационных IT-компаний и организаций инвалидов. Если поправки для НКО не будет, пострадает деятельность самих организаций, у которых фонд оплаты труда является основной статьей расходов, и положение их благополучателей – инвалидов, пенсионеров, сирот и других людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, говорится в обращении.

CAF (Charities Aid Foundation)

Международная благотворительная организация. управляет благотворительными программами, организует грантовые конкурсы, консультационные проекты и проводит исследования. В управлении CAF находится более $3,5 млрд, доверенных фонду более чем 600 000 частных и корпоративных доноров, а также благотворительными организациями, работающими по всему миру. CAF в России работает с 1993 г. Объем ее грантового фонда здесь в 2009/10 финансовом году превысил $6,3 млн.

Добрые по-разному

В целом в течение месяца, предшествовавшего опросу, 20% населения Земли занимались волонтерской деятельностью, 30% делали благотворительные пожертвования и 45% оказывали непосредственную помощь нуждающимся. Но, как подтверждают результаты исследования, у людей в разных странах мира очень разное представление о том, каков должен быть личный вклад в благосостояние общества. Процент граждан, которые жертвуют деньги благотворительным организациям, варьируется от минимального значения в 4% (в Литве) до максимального – 83% (на Мальте). Процент тех, кто занимается волонтерской деятельностью, меняется от 2% в Камбодже до 61% в Туркменистане. В Либерии лишь 8% населения ежемесячно жертвуют деньги на благотворительность, но при этом 76% либерийцев регулярно оказывают помощь нуждающимся непосредственно – последний показатель выше, чем в любой другой стране мира.

В общем же зачете первую и вторую строчку рейтинга поделили Австралия и Новая Зеландия – средний процент населения, вовлеченного в благотворительную деятельность, там составил 57%. На третьем и четвертом местах расположились Канада и Ирландия, на пятом и шестом – Швейцария и США. Также в десятку вошли Нидерланды, Великобритания, Шри-Ланка и Австрия (см. таблицу).

Счастливы вместе

Результаты исследования позволили сделать интересный и неожиданный вывод, отмечают в CAF: активность участия населения в благотворительной деятельности больше зависит от того, насколько граждане ощущают себя счастливыми, чем от материального благополучия страны. Страны с наиболее высоким показателем удовлетворенности жизнью оказались в рейтинге выше, чем страны с более высоким ВВП. Стереотип, в соответствии с которым жители богатых развитых стран являются более щедрыми благотворителями, опровергнут, говорит исполнительный директор CAF Джон Лоу: «В ходе исследования мы пришли к выводу, что участие в благотворительности имеет цикличный характер: чем больше человек доволен своей жизнью, тем больше он склонен заниматься благотворительностью; это повышает качество жизни других членов общества, которые, в свою очередь, сами начинают помогать другим».

Знать свое место

Россия в рейтинге разделила 138-е место с Черногорией c общим показателем вовлеченности населения в благотворительную деятельность на уровне 18%. Как выяснилось, в России за месяц перед исследованием пожертвования делали 17% респондентов, работали волонтерами – 6%, а помогали нуждающимся – 32%. При этом уровень качества жизни в России, по оценке респондентов CAF, – 5,3 балла из 10 возможных. У семерки стран-лидеров этот показатель не ниже 7.

«Место России в рейтинге не может не отрезвлять, – отмечает директор «CAF Россия» Мария Черток. – Хотя российская благотворительность прошла за последние 10 лет большой путь, без кардинального системного улучшения условий ведения благотворительной деятельности страна обречена плестись в конце мирового списка». Энтузиазма отдельных людей и организаций недостаточно, общество нужно стимулировать законодательством, полагает Черток. Матвея Масальцева, главного редактора журнала «Деньги и благотворительность» и портала www.philanthropy.ru, низкая позиция России в рейтинге не удивила: «Одна из причин этого – в выявленной авторами исследования закономерности: степень удовлетворенности качеством жизни, или счастья, граждан – ключевое условие роста частной благотворительности. В мировом рейтинге счастья Happy Planet Index Россия находится за пределами первой сотни, там же она оказалась и в рейтинге благотворительности».

Корпоративные силы

«Это очень печально, но ситуация с частной благотворительностью в России действительно не блестящая», – соглашается с результатами рейтинга CAF директор Агентства социальной информации Елена Тополева.

Причем в корпоративной благотворительности дела обстоят лучше, чем в частной, отмечает Тополева: «По моим ощущениям, компании восстанавливают эту деятельность, резко сокращенную во время кризиса, возобновляют прежние программы и начинают новые». «Так что, если бы в рейтинге CAF собирались данные о благотворительной деятельности компаний, Россия заняла бы гораздо более достойное место – ведь наши компании отчисляют на эти цели даже больший процент от прибыли, чем компании США и Европы», – заключает она.

При этом за последние два года в корпоративной благотворительности стало значительно больше направлений, показывает аналитическое исследование Executive Summary, проведенное на основе данных, представленных на конкурс «Лидеры корпоративной благотворительности» в 2007–2009 гг. Так, в 2007 г. более 50% компаний-респондентов участвовали в программах социальной защиты и социальной работы, а в 2009 г. 43% компаний-респондентов заявили о наличии у них программ в области защиты окружающей среды (их в компаниях трактуют как благотворительные). В 2008 г. такие компании тоже были, но только в количестве 10% от общего числа респондентов.

Причем, судя по исследованию, бизнес вносит существенный вклад и в развитие частной благотворительности: в 2007 г. лишь 21% респондентов заявили, что их сотрудники делают пожертвования на благотворительность, а в 2009 г. это указало уже 55% респондентов.

В компаниях также поддерживают развитие волонтерства среди сотрудников, отмечено в исследовании.

«Но в целом по России с участием граждан в благотворительных проектах дела обстоят действительно неважно», – сокрушается Тополева. Большинство россиян все еще понимают под благотворительностью прежде всего помощь знакомым людям – друзьям и родственникам. «И сколько бы некоммерческие организации ни рассказывали о своей деятельности, недоверие к институтам все еще остается очень большим, идея совершения добрых дел через фонды и организации приживается с большим трудом», – продолжает Тополева. «Общее недоверие граждан к филантропическим организациям – вторая причина того, что Россия оказалась на задворках мировой благотворительности, после уровня удовлетворенности жизнью», – соглашается Масальцев.

Время не деньги

Привычка помогать другим напрямую остается очень сильной, хотя проведенные Агентством социальной информации (АСИ) исследования показывают, что отношение людей к некоммерческим организациям за последние три года заметно улучшилось. «Развитие благотворительности зависит от информированности потенциальных участников о деятельности фондов, – объясняет Тополева. – На фокус-группах мы видим, что люди, когда речь заходит о фондах, которым можно доверять, вспоминают те, которые засветились в тех или иных медиа- или рекламных кампаниях, прежде всего «Подари жизнь». Первая реакция человека, которому предлагают стать участником благотворительной программы фонда: «Не хочу, там все жулики». Главное – заставить его задуматься и рассуждать, переломить это предубеждение. НКО должны работать на построении доверия с людьми».

Кроме того, людям нужно предлагать то, что они готовы делать и что им интересно. «Наше исследование показало, что в первую очередь готовы жертвовать вещи и кровь, многие не прочь тратить время, а вот меньше всего желающих отдавать деньги. По данным анкетирования, проведенного АСИ (в нем принимают участие жители пяти крупных городов страны – по 500–600 респондентов из каждого города), предпочитаемой формой участия в деятельности НКО 60% опрошенных назвали «нефинансовую материальную помощь нуждающимся». Два года назад у такой формы участия было 47% сторонников.

«НКО собирают прежде всего денежные пожертвования – с вещами почти никто не хочет иметь дело (по данным АСИ, вещи готовы принимать только 17% НКО, а кровь – 4%), волонтеры тоже нужны немногим, – продолжает Тополева. – Начинайте вовлекать людей в то, что им понятно и приятно, устраивайте благотворительные базары и концерты, совместные хэппенинги, после которых участники посчитают возможным стать и денежными донорами».

Динамика

обнадеживает

Исполнительному секретарю «Форума доноров» Наталье Каминарской место России в рейтинге CAF кажется слишком низким. «Наши граждане часто не осознают свою деятельность как благотворительную, и это как предмет для обсуждения в профессиональном сообществе, так и задача для дальнейшего расширения просветительских программ в сфере благотворительности», – считает она.

Сомневается в том, что дела с частной благотворительностью в России столь плохи, и Игорь Задорин, руководитель исследовательской группы «Циркон». «Весь рейтинг построен на показателях, имеющих субъективную природу», – считает он. Люди в опросах лишь говорят, что «состоят», «жертвуют» и «помогают», проверить, насколько это соответствует действительности, невозможно, объясняет он. А на то, что прилично говорить, сильно влияют социальные нормы, принятые в разных странах. «У меня есть предположение, что в африканских странах люди более подвержены влиянию социальных норм общинного характера и более склонны учитывать в ответах социальные нормы, а в восточноевропейских – меньше (где-то даже склонны отклоняться от них). Поэтому в итоговом рейтинге восточноевропейские страны явно проигрывают африканским», – делится Задорин.

Заместитель директора фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова отмечает, что рейтинг не учитывает важного момента: любые процессы необходимо оценивать в динамике. «За последние 20 лет благотворительность в России прошла долгий путь – от зарождения до значимых показателей по пожертвованиям, волонтерству, помощи людям», – продолжает Чистякова. И вовлеченность населения продолжает расти, считает она. Правда, результат не будет быстрым, признает Чистякова: «Россия – большая страна, а большие сообщества медленно мобилизуются».

«В последние несколько лет мы наблюдаем настоящий бум в сфере благотворительности в России на всех уровнях, – говорит Екатерина Пал, директор по развитию WWF. – Доля пожертвований из России в WWF (а фонд работает здесь с 2004 г.) растет с каждым годом, но она еще далека от уровня западных стран». По данным WWF, среднестатистические голландец и немец тратят на охрану российской природы в 3 и 1,5 раза больше, чем тратит среднестатистический россиянин на охрану природы собственной страны.