Деньги следуют за учащимся

Вчера Министерство образования и науки представило на общественное обсуждение проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

В новом законопроекте прописаны тенденции развития образования в среднесрочной перспективе и обобщено все то, что уже было сделано за последние годы, говорит Ирина Абанкина, директор Института развития образования ГУ-ВШЭ.

Если сейчас образование делится на общее и дополнительное, то новый закон вводит многоуровневую систему образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее. Начальному профессиональному образованию в новой системе места не нашлось. Среднее делится на два вида: программа подготовки высококвалифицированного рабочего и программа подготовки специалистов среднего звена. Изменения претерпит и высшее образование. Институты будут реализовывать программы первого уровня, т. е. бакалавриат. Программы второго и третьего уровней – магистратуру, аспирантуру – будут реализовывать университеты. Самыми привилегированными среди университетов станут федеральные и национальные исследовательские.

Одно из главных достижений нового законопроекта – равный доступ к бюджетным ресурсам образовательных учреждений всех форм собственности, утверждает Абанкина. Теперь согласно законопроекту бюджетные деньги должны следовать за учащимся, какое бы учреждение (частное или государственное) он ни выбрал.

Валерий Капустин, исполнительный директор Ассоциации негосударственных вузов, сомневается, что это всерьез отразится на негосударственных вузах. «Государство выбрало стратегию увеличения числа бюджетных мест по приоритетным для государства специальностям, – говорит он. – А значит, именно на их финансирование и будут направлены основные средства».

По его словам, в российском образовании пока не разработано ни действенного механизма госзаказа, ни критериев оценки качества. Результат работы учебного заведения может оценить только работодатель, да и то не сразу после выпуска, считает он. «Конкуренция в сфере образования будет идти на уровне «обещаний хорошего товара». И главными силами станут PR и брендирование. Брендировать госвузы проще», – говорит Капустин.

Основные дискуссии развернутся вокруг социальных аспектов нового закона, считает Абанкина. Социальные гарантии учащимся и педагогам не только сохранены, но даже расширены. Незащищенные социальные группы населения должны получить дополнительные возможности доступа к образованию, а для преподавателей прописаны новые гарантии, отмечает она.