Не надо виз!


Ключевым вопросом вчерашнего, 26-го саммита Россия – ЕС помимо вступления в ВТО (см. статью на стр. 03) стала модернизация. У России те же цели, что и у европейских коллег, выраженные в новой экономической стратегии ЕС, отмечал накануне саммита российский чиновник. На саммите был утвержден рабочий план мероприятий по приоритетам модернизации. На встрече с деловыми кругами президент Дмитрий Медведев сказал, что Россия с удовольствием откликнулась на инициативу бизнесменов о запуске Инновационного диалога и представила в октябре Еврокомиссии соответствующий меморандум – правда, европейцы пока молчат.

В контексте модернизации обсуждались и другие темы – в частности, безвизового режима между Россией и странами ЕС. Вчера было решено начать вырабатывать конкретный перечень совместных шагов с учетом положений Соглашения об отмене визового режима, текст которого Россия передала партнерам на летнем саммите в Ростове-на-Дону. «Мы понимаем две вещи: во-первых, виз быть не должно и, во-вторых, это нужно сделать так, чтобы не разбалансировать ситуацию в ЕС», – заявил Медведев.

Традиционный вопрос энергобезопасности развернули в сторону энергоэффективности и использования возобновляемых источников: стороны договорились развивать такие проекты. Москва также настойчиво рекомендовала отнести к приоритетным для ЕС проекты строительства Nord Stream и South Stream и скорректировать соответствующие нормы Третьего энергопакета ЕС.

Европа заинтересована в модернизации России, но на основе демократических ценностей, подчеркнул на итоговой пресс-конференции председатель Евросоюза Херман ван Ромпей. «Европейское сообщество обращает внимание на положение прав человека и журналистов, в частности, на Северном Кавказе», – отметил он. И добавил, что считает необходимым присутствие наблюдателей ОБСЕ в Грузии: ЕС исходит из нерушимости ее границ.

В повестке отношений России и ЕС как института остался только вопрос виз, все остальные темы, в том числе энергетические, переместились на двусторонний уровень, констатирует политолог Федор Лукьянов: если на этом уровне будет успех, ЕС придется сдаться в интересах своих членов.