Поверили в стабильность

Российский автомобильный рынок идет на поправку. В ноябре в России продано машин на 80% больше, чем годом ранее. По итогам 2010 г. может быть реализовано до 2 млн автомобилей, считают эксперты

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в 2010 г. вырастут на 30% по сравнению с прошлым годом – такой прогноз вчера сделал председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Дэвид Томас, комментируя результаты автомобильного рынка в России за 11 месяцев. За этот период, по данным АЕБ, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей выросли на 28% до 1,7 млн штук, а рост в ноябре стал рекордным – 80%: за этот месяц было продано 189 902 автомобиля. Факторами роста рынка стали программа утилизации, повышение доступности кредитов и рост потребительской уверенности, отметил Томас. К росту рынка нужно относиться осторожно: чтобы он стал устойчивым, необходим дальнейший рост экономики после окончания действия программы утилизации в следующем году, отметил вице-председатель Комитета автопроизводителей Марк Овенден.

Продажи лидера рынка, «АвтоВАЗа», за 11 месяцев выросли на 45% до 467 550 Lada, на нее пришлось 27,4% рынка. Lada Kalina по итогам ноября впервые заняла первое место в списке наиболее продаваемых моделей автомобилей в России с показателем в 12 148 штук. Летом лидировала классическая Lada 2105/2107, а весной – модель Priora. По словам директора по внешним связям компании Игоря Буренкова, популярность Kalina – результат удачной рекламной компании. Также «АвтоВАЗ» стремился сместить акцент с «классики» на Kalina и в программе утилизации, так как эта модель сейчас вне конкуренции на рынке по соотношению цена – качество, говорит Буренков. По его словам, в июне Kalina стала для завода рентабельной.

Список иностранных моделей возглавляет Ford Focus, несколько месяцев назад обошедший по продажам Renault Logan: продали 58 682 и 56 119 штук соответственно. Однако наиболее быстрый рост в топ-20 наиболее популярных брендов показала марка Kia, продажи которой увеличились на 55% до 96 545 автомобилей. Kia лишь немного отстает от занявшего второе место бренда Chevrolet: за 11 месяцев был продан 103 681 автомобиль этой марки, но рост продаж – лишь 9%. Альянс Hyundai-Kia уже вырвался на второе место, оттеснив с этой позиции General Motors: продано 174 254 и 141 081 автомобилей соответственно.

«Думаю, что по итогам года объем вполне может приблизиться к 2 млн штук, показатель не докризисный, но вполне неплохой», – прогнозирует Олег Дацкив, гендиректор Auto-dealer.ru. По его словам, в лидерах оказались те автоконцерны, кто успел вовремя наладить поставки: Renault ввела на российском предприятии третью смену, увеличила поставки Toyota. Могли бы показать лучшие результаты Mitsubishi, Honda, Mazda и Nissan, продолжает Дацкив, но из-за нехватки автомобилей на рынке этого не произошло.