Музыкальный год Франции в России закончился концертом оркестра Радио Франции

Музыкальный год Франции в России официально завершился концертами Филармонического оркестра Радио Франции, сыгравшего музыку трех столетий

Звуки погребальных колоколов – настоящих, а не набивших оскомину оркестровых, мелодия Страшного суда и разгул нечистой силы в Зале имени Чайковского привели публику в состояние восторженной приподнятости: так эффектно Фантастическую симфонию Берлиоза давно не играли. Оба концерта французы завершали ударными бисами из Бизе – из «Кармен» да из «Арлезианки». Между тем эффектность далеко не единственный идеал для Мен Вун Чунга, дирижера вдумчивого, сбалансированного и порой даже (как это показалось в пейзажных номерах из «Дафниса и Хлои» Равеля) немного заторможенного.

Оркестру Радио Франции чуть-чуть не хватает истинной полноты звука в игре скрипок и труб, но, стараясь, они добиваются блеска и – за чем маэстро Чунг следит особо внимательно – создают друг для друга фон, на котором всякий может проявить себя во всех своих оркестровых умениях и отличиях.

Максимум внутреннего разнообразия – вот чего хотели добиться французы, в том числе и выбирая программу: Берлиоз и Равель прозвучали в ней на равных правах с музыкой XX и XXI вв. В «Метаболах» Анри Дютийе – опусе 1965 г. (сегодня автору 94 года, он помахал нам из Парижа), излучающих радостный драматизм, оркестр нашел благодарные возможности продемонстрировать себя группами и вместе, особенно хорош был негромкий эпизод для струнных – такой изысканный тон надо было поискать.

Предъявили Москве и новинку: «Реверсо» Паскаля Дюзапена (длинноволосый 57-летний автор на поклонах выглядел подтянуто и молодо), обозначенное как «соло для оркестра», – от ума написанная партитура, чья форма напоминает работу математической функции, а звучание – храп одной гигантской ноздри, прекрасным олицетворением волосков которой и стал Филармонический оркестр Радио Франции.