В России все возможно

Корреспонденты «Ведомостей» поехали в ростовскую часть «Азов-сити» и увидели почти построенное заведение, идентичное казино «Шамбала» на краснодарской территории

Граница старой дороги и новых 9 км от Порт-Катона до границы «Азов-сити», которые власти Ростовской области все-таки построили, чувствуется сразу.

Последние несколько дней шли дожди и новый участок стал скользким как лед, машину сразу начинает заносить. Поля перемежаются рощицами, возле одной из них надо пересаживаться на «Ниву» и сворачивать на проселочную дорогу. «Добраться до казино сейчас можно только на внедорожнике», – говорит директор по строительству «Пак-экспресса» Фарид Сабитов.

Несколько минут по чавкающим ухабам – и перед нами первое и последнее казино ростовской части «Азов-сити». Не то полярная станция, не то большая юрта, только неправильной формы. «Это только конструкция, возводить ее закончили месяц назад, уже начали внутреннюю отделку, устройство подсветки, когда это случилось (Ростовская область 8 ноября исключена из числа субъектов РФ с правом иметь игорную зону. – «Ведомости»), сейчас бы уже могли работать», – вздыхает Сабитов.

Власти области обещали построить еще 1,5 км почти до ворот казино, но теперь это не нужно. «Хотя 9 км проведены не зря: по ним из Ростова ездят в краснодарский «Азов-сити», до него еще 7 км по грунтовке, быстрее, чем через Краснодарский край», – говорит Сабитов.

Машину встречает породистый охотничий пес. «Это наши текущие расходы: кормежка собак, зарплата охраннику – в конструкции же больше 30 т чистого алюминия», – поясняет гид «Ведомостей». Вход в казино наглухо затянут черным материалом – это элемент преднапряженной мембраны канадской компании Sprung, сверху свисают лохмотья утеплителя. Рядом с казино вагончик охранника, со всех сторон их обступают корявые кусты в человеческий рост – ими был покрыт весь участок, выкорчевка оказалась самой сложной частью проекта, вспоминает Сабитов. Sprung поставляла всю конструкцию, вместе с доставкой она обошлась в 30 млн руб., всего «Пак-экспресс» потратил свыше 100 млн руб., в Казани лежит специально заказанное оборудование, рассказывает он. Точная сумма – чтобы потребовать от властей компенсацию сейчас – подсчитывается.

Площадь постройки – 1475 кв. м, высота – 10 м. «Точно такая же конструкция Sprung возведена в краснодарской части для казино «Шамбала», даже проекты нам делала одна компания – «Кубаньнефть-проект», – говорит Сабитов. «Шамбала» запустилась в сентябре, у казино несколько тысяч посетителей в месяц», – рассказывал ее владелец Максим Смоленцев.

Разрешение на начало строительства «Пак-экспресс» получил в августе. О планах кубанских властей добиться переноса зоны в Анапу еще не было широко известно. «Мы об этом ничего не знали, чиновники областной администрации говорят, что тоже не знали. Мы просто не верили, что перенос возможен, ведь есть же федеральный закон, там написано, что зона создается на 10 лет! Были уверены, что это просто PR-кампания. В области говорили, что это нереально!» – возмущается Сабитов.

Поэтому компания не остановила проект и начала строить, планировала запуститься в декабре. «А потом оказалось, что в России все возможно. Мы просто в шоке!» – продолжает удивляться Сабитов. «Одновременно разрешение на строительство получила московская «Торнадо», их участок по соседству с нашим, но они заморозили проект», – добавляет он.

«Пак-экспресс» и ростовская ВЭВ – самые крупные арендаторы ростовской части зоны, у них по четыре участка в 1,5 га каждый. «У нас готовы проекты на все четыре участка, каждый масштабнее этого, предполагалось строительство гостиницы. Этот тоже был больше, и мы бы его построили намного раньше, но не могли пройти экспертизу, так как без энергии и воды не могли получить техусловия, пришлось менять проект – если площадь до 1500 «квадратов», экспертизу можно не проходить», – рассказывает собеседник «Ведомостей».

Согласно приложению к договору аренды казанской компании область должна была построить коммуникации к июлю 2009 г.

«Еще проблемы с «Ростовэнерго»: мы заплатили 3 млн руб. за подводящие сети, в срок они не построили, а теперь и деньги не возвращают, придется судиться», – жалуется Сабитов. «Конструкцию можно разобрать, она стоит порядка 20 млн руб. Но что с ней делать? Она разработана специально для казино, но казино в России нам негде строить, другим бизнесом мы пока не начали заниматься», – заключает он.