Фестиваль «Возвращение» от января к январю получается все лучше

Настройку будущему музыкальному году, как и тринадцати предыдущим, задал фестиваль «Возвращение». От января к январю постоянная сборная фестиваля играет все лучше, а вот выдумывать концепции становится все труднее

Вот уже четырнадцатый год подряд объективный ход мироустройства заставляет вашего рецензента рассказывать читателю один и тот же сюжет: что идеологи фестиваля поклялись, пока стоит мир, ни одно сочинение не повторять на фестивале. Таким образом каждый год «Возвращение» вычеркивает из истории музыки по сорок произведений, и тем не менее шедевры находятся и находятся.

Главным шедевром фестиваля оказывается, как правило, какой-нибудь большой ансамбль – квартет или квинтет, к примеру, Брамса или Форе, играть который садятся один из руководителей фестиваля скрипач Роман Минц, а вместе с ним – основные фестивальные первачи. В этом году настал черед Арнольда Шенберга: на сцену Рахманиновского зала консерватории бережно вынесли его струнный секстет «Просветленная ночь». Благое противоречие, сообщающее этому сочинению сокровенную жизнь, состоит в том, что написано оно молодым и дерзким человеком – Шенбергу тогда было 25 лет – в старом и дряхлом, прекрасно увядающем стиле, каким был в конце XIX века немецкий романтизм. Музыка Шенберга воссоздает коллизии стихотворного опуса Рихарда Демеля, отчего ее форма становится крайне прихотливой. Но внутренняя целостность в ней имеется, а достигается она не только в силу повторения важнейших тем, но и благодаря умелому чередованию неистовых кульминаций и минут нежнейшего успокоения.

Дабы воплотить этот сложнейший опус в жизнь, требуется могучая воля крупного интерпретатора – например, дирижера (не случайно Шенберг впоследствии сделал оркестровую версию). Сыграть же ее ансамблем в шесть человек, сложив шесть воль в одну, – задача, подвластная лишь большим мастерам камерного искусства – и Роман Минц и Борис Бровцын (скрипки), Максим Рысанов и Юлия Дейнека (альты), Борис Андрианов и Кристина Блаумане (виолончели) сполна доказали, что ими являются. В их игре как раз и слышалась та драматическая красота, которая присуща зрелости и опыту, еще не утратившим преимуществ молодости. Ансамбль шести смычков был безупречен, не говоря уже про мощь и богатство тона.

Вот уже четырнадцатый год подряд вашему рецензенту приходится констатировать и вторую догму фестиваля: каждую программу «Возвращения» объединяет одна литературная тема. «Просветленная ночь» вписалась в концерт под названием Nachtmusick, состоящий из бесконечных ноктюрнов, написанных композиторами разных стран и веков для разных составов, сыгранных/спетых хорошо или не очень, но не объединенных ни малейшей музыкальной логикой. Один Шенберг перевесил всю эту музыкальную окрошку, чему не помешало даже пыхтенье мусороуборочной машины за окном, а исполненный на посошок канон Моцарта «Доброй ночи» с неприличными словами отогнал мрачные мысли.