Ночь под вопросом

Чиновники не могут решить, запретить розничные продажи пива ночью или оставить. Во внесенном в Думу законопроекте говорится, что продавать пенный напиток можно, а в пояснительной записке – что нельзя

Правительство внесло в Госдуму поправки в закон об обороте алкогольной продукции. Закон чиновники готовили весь 2010 год. Документ приравнивает пиво к алкоголю (закон об обороте пива утратит силу) и вводит ограничения на продажу алкогольной продукции в ночное время.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что запрет на продажу в рознице с 23 до 8 часов распространяется на весь алкоголь, в том числе и на пиво. Но из самого законопроекта следует, что пиво крепостью 5% и менее ночью продавать будет можно. Регионы вправе устанавливать дополнительные временные и территориальные ограничения, но запретить продажу пива они также не смогут.

Запрет продавать пиво в ночное время обсуждается, настаивает депутат Госдумы Виктор Звагельский. Но пока не ясно, будет ли он утвержден отдельным законопроектом или поправками к нынешнему, отмечает он. Представитель правительства от комментариев отказался, с представителем Росалкогольрегулирования связаться не удалось.

Идея распространить запрет на пиво обсуждалась в течение года, подтверждает председатель Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. Союз потери пивных компаний пока не подсчитывал – еще нет данных, какую долю ночные продажи составляют в структуре выручки производителей, отмечает он.

В крупных сетевых магазинах на долю пива приходится 3–5% суточной выручки, из них на ночь – десятые доли процента, поэтому на бизнес крупных ритейлеров нововведение, если все-таки оно будет принято, не сильно повлияет, говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. Пострадает в основном малый бизнес (киоски, одиночно стоящие магазины) – они, по прогнозам Белоновского, могут потерять до 40% выручки.

«На ночные продажи приходится в среднем около 7% от суточного оборота магазина, в ночных продажах на алкогольные напитки – а теперь это в основном пиво – приходится до 20%», – рассказывает совладелец группы «Виктория» Николай Власенко. В обороте ларьков на пиво приходится 40–50% выручки, говорит Владимир Повесин из Гильдии инвесторов остановочных сооружений (киоски на автобусных остановках). Но доля палаток, работающих круглосуточно, в общем объеме ларьков невелика, оговаривается он.

Представитель SABMiller Кирилл Болматов считает, что с точки зрения борьбы с пьянством запрет на ночную продажу крепкого алкоголя, включая пиво крепостью выше 5%, – шаг вперед. Но если запретят ночные продажи пива крепостью выше 1,5%, а это значит всего пива, то на ситуацию с пьянством это не повлияет, а по бизнесу может «больно ударить».