Шекспиру быть

Финал фестиваля «Возвращение» ознаменовался премьерой: овации публики принимал композитор Петр Аполлонов

Для заключительного «Концерта по заявкам» организаторы всегда оставляют что-нибудь эффектное – и все же никто не ждал, что в Рахманиновском зале консерватории вдруг начисто вырубят свет, а дирижер Владислав Лаврик, показавшись из фойе, начнет дирижировать спрятанными во тьме на галереях трубой и квартетом деревянных, тогда как изысканное пианиссимо струнных будет проникать в зал с лестницы – и это окажется в духе музыки Чарлза Айвза, чей «Вопрос, оставшийся без ответа» риторически подвел смысловую черту под замыслом «Возвращения».

Незадолго до того тот же консерваторский зал визжал, как клубная дискотека, – стоило Борису Андрианову отжечь мультикультурное слезливо-ритмичное Spasimo своего коллеги – итальянского виолончелиста-композитора Джованни Соллимы.

А по-серьезному финальный концерт открыл публике новое имя: московский композитор Петр Аполлонов, победитель конкурса на премьеру, устроенного фестивалем «Возвращение», достал из ящика стола Пять английских сонетов для голоса и фортепианного трио. 35-летний мастер представил как раз такую современную музыку, какой не хватает нашему мейнстриму, – искреннюю, доступную, серьезную, естественную и небанальную. Высокий слог Джона Донна, Шекспира, Китса и Оскара Уайльда обернулся в благородную музыкальную материю.