Машины не плывут

Европейские автопроизводители столкнулись с неожиданной проблемой: спрос на их продукцию в Китае настолько велик, что ее не на чем доставлять потребителям

Дисбаланс возник из-за бурного роста спроса в Китае при стагнирующих продажах азиатских автомобилей в Европе, объяснил FT Свен Стеймлер, гендиректор европейского подразделения японской Nippon Yusen Kaisha (NYK Line), управляющей самым большим в мире флотом морских автомобилевозов. По ее данным, в первом полугодии 2010 г. поставки автомобилей морем из Европы в Китай удвоились по сравнению с первым полугодием 2008 г. За это время автоэкспорт морем из Японии в Европу вдвое снизился.

В результате из Азии в Европу приходит недостаточно кораблей, которыми можно перевозить машины обратно.

«Сотни миллионов людей вырвались из нищеты. Им нужны автомобили из Европы. Рынок огромен, – говорит Стеймлер. – Возможно, европейские автомобилестроители столкнутся с нехваткой кораблей для доставки своих автомобилей на самый большой автомобильный рынок мира, в Китай».

Daimler, спрос на продукцию которой в Китае растет, утверждает, что пока не столкнулась с такими проблемами.

То, что случилось в Китае, – феноменально, говорит Карл-Йохан Хагман, гендиректор норвежской судоходной Hoegh Autolines, отмечая изменения в морских перевозках. По его словам, экспорт европейских автомобилей морем вырос с 20 000 единиц в 2005 г. примерно до 500 000 в 2010 г. – в 25 раз.

Китайский авторынок продолжает расти, несмотря на усилия властей по ограничению продаж. В этом году в Пекине будет выдано 240 000 номеров для новых автомобилей, они будут разыгрываться методом лотереи. В 2010 г. в Пекине было зарегистрировано более 700 000 новых автомобилей. Во всем Китае с 1 января перестает действовать налоговый вычет для покупателей микролитражек, повышен налог с продаж новых машин и отменены некоторые субсидии для покупки автомобилей сельскими жителями. Кевин Уэйл, глава GM China, ожидает, что в 2011 г. продажи автомобилей вырастут на 10–15%. В прошлом году рост был около 30%: по предварительным оценкам, в Китае было продано до 18 млн автомобилей.