Слабая заморозка

Президент США Барак Обама предложил конгрессу заморозить внутренние расходы бюджета. Готовящихся мер недостаточно: до схода с рельсов экономике осталось недолго, предсказывает профессор Нуриэль Рубини

Обама предложил на пять лет зафиксировать на текущем уровне основные внутренние расходы бюджета. Это позволит уменьшить дефицит на $400 млрд до 2020 г. (cейчас $1,32 трлн). В числе приоритетных расходов, которым заморозка не грозит, Обама назвал национальную безопасность, социальное страхование и медицинское обслуживание. Нужно снижать все излишние затраты, объяснил он суть бюджетной политики.

По данным администрации США, сокращения коснутся 12% расходов бюджета. Урезать уже принятые программы правительства по стимулированию экономики нельзя, поскольку это ударит по конкурентоспособности США, сказал Обама: «Америку нужно сделать самым привлекательным для бизнеса местом». Цель страны – опередить мир в инновациях, образовании и инфраструктуре. «Процветание Америки зависит от способности снизить долговое бремя и повысить конкурентоспособность», – поддержал его «Круглый стол бизнеса», объединяющий топ-менеджеров крупнейших компаний США.

Излишними Обама считает налоговые льготы. «За долгие годы многочисленные лоббисты добились изменения налогового кодекса в интересах ряда компаний и промышленников. С помощью адвокатов и бухгалтеров компании могли добиваться почти полного прекращения уплаты налогов. Все остальные страдали от одной из самых высоких в мире ставок корпоративного налога», – заявил он.

Обама попросил конгресс упростить систему корпоративного законодательства, ликвидировать лазейки для снижения отчислений, ликвидировать льготы корпораций на доходы за рубежом и сократить налоговые преференции нефтяных компаний на $4 млрд (это сумма вычетов, которую бизнес получает благодаря инвестированию в новые технологии). Нефтяной бизнес справляется и без льгот, отметил Обама: «Вместо субсидирования энергетики вчерашнего дня нужно инвестировать в топливо будущего».

Лишая бизнес льгот, американский президент пообещал впервые за 25 лет снизить ставку корпоративного налога, но насколько – не сказал (сейчас 35%, для сравнения: в Великобритании – 28%, Южной Корее – 22%, Ирландии – 12,5%). Сокращение бремени поддерживают и республиканцы, и демократы. Еще одна статья экономии – налоговые льготы на доходы для 2% богатых граждан. Нельзя постоянно продлевать эти льготы, заявил Обама. Ранее конгресс заблокировал отмену этих льгот с 2011 г.

Нефтяные компании должны активнее инвестировать в прогрессивные технологии, считает Обама. К 2015 г. на дорогах должен появиться 1 млн автомобилей с высокотехнологичными двигателями, что поможет снизить потребление нефти на 785 баррелей в день к 2030 г., к 2035 г. около 80% американской энергии должно производиться из чистых источников энергии, 80% американцев должны получить доступ к высокоскоростному железнодорожному сообщению, уже через пять лет 98% населения должны иметь доступ к высокоскоростному интернету, обозначил Обама целевые задачи. В разработку и развитие чистых технологий потребуется инвестировать $8 млрд в год, сообщил Обама. Это увеличение на треть от текущих расходов вместо продекларированного сокращения. Снижение корпоративного налога также может привести к росту расходов.

Реакция бизнеса на выступление американского президента была позитивной. Раньше президенты много говорили о лидерстве страны, но сегодня наконец прозвучало то, что надо сделать, чтобы США стали более выгодным рынком для инвестиций, заявил WSJ президент Siemens Эрик Шпигель: «Хороший бизнес-климат – ключ к созданию рабочих мест».

Индекс Dow Jones ответил рекордным ростом до 12015 пунктов – это уровень июня 2008 г., котировки нефти WTI были более сдержанными и прибавили 0,02% до $86,21/барр. После речи президента США и хорошей статистики по жилью (см. врез) и прибыли корпораций инвесторы активно покупали акции, отмечает Джим Мейер из Tower Bridge Advisors.

«Обама старался показать благосклонность к бизнесу, но фактически предложил удар по самым эффективным корпорациям, которые обеспечивают конкурентоспособность страны на мировом рынке», – пессимистичен главный экономист IHS Global Insight Брайан Бетьюн. Для устранения дефицита бюджета (11% ВВП против 6,5% в еврозоне и 9,6% в Японии) объявленные меры недостаточны, заявил Bloomberg профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини. США могут «сойти с рельсов» из-за своих фискальных проблем, а уровень госдолга через год может вырасти с 60% ВВП до 90%, уверен он.