Битва за цены

Минэкономразвития России прогнозирует в 2011 г. рост цен на продовольственные товары на 8%. Пищепереработчики ожидают более значительного повышения, а ритейлеры пытаются сдерживать рост цен

Закупочные цены на молоко за год повысились примерно на треть. «Юнимилк» закупает сырье на Северо-Западе по 19 руб. за литр, на 30% дороже, чем в прошлом году, и рост продолжается, говорит пресс-секретарь компании Евгения Лампадова. Молочный завод «Пискаревский» в начале 2010 г. платил 13 руб. за литр молока, а теперь – 17–17,5 руб. за литр, отмечает его коммерческий директор Георгий Житмарев.

Бразильская свинина перед Новым годом подорожала со 130 руб. за 1 кг до 140 руб., говорит Александр Вихорев, гендиректор «Петербурженки», производящей мясопродукты. Из-за африканской чумы после Нового года возник дефицит свинины, добавляет он. «Атриа Россия» 70% сырья закупает в Южной Америке и Европе, дефицита нет, но с августа прошлого года говядина подорожала на 35–40%, свинина – на 9%, говорит исполнительный директор компании Сергей Иванченко.

По его словам, в 2011 г. цена на мясопродукты вырастет на 10–15%. До конца года говядина подорожает на 5–10%, свинина тоже подорожает из-за роста цен на корма, объясняет он. За январь солярка подорожала на 30%, комбикорм – на 18%, это 1,5–2 руб. к стоимости молока, подсчитал Житмарев. Цены на готовую продукцию «Пискаревского» с февраля вырастут на 6–7%, дополнительная выручка пойдет поставщикам, говорит он. Рентабельность переработчиков сейчас 6% и продолжает снижаться, сказал Житмарев. «Юнимилк» с февраля увеличит отпускные цены в среднем на 3,8%.

Рост цен сдерживают ритейлеры. «Лента» отказывается от поставок, если есть новый поставщик, который способен предложить более низкие цены, имеет инфраструктуру для работы с крупной федеральной сетью, объясняет Яна Могилева, менеджер по PR компании «Лента».

«По договору с сетью повышение цены возможно раз в два месяца, но сети не всегда его принимают и могут просто вывести некоторые позиции из ассортимента», – сетует Житмарев. В прошлом году «О’кей» два раза так выводила продукцию «Пискаревского», вспоминает он. «Петербурженка» обосновывает удорожание, а иногда и сама отказывается от некоторых позиций, говорит Вихорев. С начала кризиса компания увеличила среднюю цену реализации со 185 до 245 руб. за 1 кг. Легче идет на повышение цен неорганизованная розница, замечает директор по маркетингу ГК «Галактика» Никита Волков.

Сети боятся принимать продукцию по более высокой цене из-за правительственных мер по борьбе с инфляцией, уверен Иванченко. Мониторинг цен ведут Федеральная антимонопольная служба и городская администрация.

При росте цен на социальные продукты более чем на 30% в течение месяца федеральные правила установления предельных розничных цен на социально значимые продовольственные товары позволяют зафиксировать их на срок до 90 дней, сообщает пресс-служба комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. В списке социально значимых около 30 товаров, в том числе мясо, хлеб, молоко, овощи.

Рост стоимости не приведет к снижению потребления молочной продукции, удорожание касается всех продуктов, уверен Житмарев. Специалисты «Ленты» прогнозируют рост цен на муку и крупы на 15%, не исключен дефицит некоторых видов круп к лету. Повышение цен на мясную и молочную продукцию зависит от урожая 2011 г. и таможенных пошлин, говорит Могилева. Весной возможно падение стоимости молока на 15–20%, летом цена будет зависеть от урожая зерна, полагает Волков. Покупательский спрос из-за новостей о чуме пошел на спад, поэтому в феврале возможно незначительное снижение цены, но в дальнейшем она будет расти, прогнозирует Вихорев.