Ставьте четкие цели

Первые MBA-программы в России появились более 20 лет назад, но работодатели до сих пор мало ценят диплом российских бизнес-школ. Шанс преуспеть появляется только у тех выпускников, кто заранее составил четкий карьерный план, отмечают эксперты

Главная проблема нашего MBA – неправильная система набора слушателей: берут всех, кто платит, считает Роман Иванов, старший партнер консалтинговой компании Formatta и специалист по карьерному планированию. «На Западе абитуриентов MBА тестируют и отбирают самых сильных», – говорит он. У нас тщательный отбор проходят только слушатели корпоративного MBA, поясняет он. Компания Formatta имеет опыт тестирования кандидатов на обучение в школе «Сколково». Тест на обладание инновационным мышлением и чувством ответственности прошли только 10% абитуриентов, констатирует Иванов.

В чем колорит. Чем российские программы MBA отличаются от MBA-программ на Западе:

российские программы, по сути, вечерне-модульные, поэтому прерывать работу не нужно;

В 2005 г. Александр Богза, ныне заместитель гендиректора компании «Евробетон», занимался экспортными операциями в компании «Вимм-билль-данн» и остро нуждался в новых знаниях и нестандартных решениях. Коллега порекомендовал ему получить степень MBA в Высшей школе бизнеса (ВШБ) ГУУ, и Богза не пожалел о своем решении. «Первое – я систематизировал уже имевшиеся знания и получил новые. Второе – завязал новые знакомства в бизнесе. Третье – поднялся по карьерной лестнице», – говорит он. В 2007 г., сразу после окончания ВШБ ГУУ, ему предложили амбициозный проект – нужно было вывести из банкротства обувную фабрику в городе Кузнецке Пензенской области. «Реформируя фабрику, я не раз обращался к материалам лекций, книгам, по которым мы учились», – говорит Богза. По его мнению, диплом MBA нельзя рассматривать как «билет на скоростной проезд по карьерной лестнице». «MBA меняет мировоззрение. Поэтому у него больше шансов преуспеть», – говорит он.

Лучше опыт

На Западе выпускники престижных школ МBA претендуют на лучшие вакансии, говорит Юрий Тазов, президент Российской лиги MBA и директор по маркетингу ВШМБ РАНХ при президенте РФ. В России работодателю пока все равно, где ты учился, добавляет он.

«Для работодателя важен рабочий опыт человека», – подтверждает Юлия Садыкова, руководитель корпоративного университета компании ОАК. По ее мнению, степень MBA нужна больше для личного развития, чем для карьерного роста. «В пределах нашей компании я не видела людей с MBА, которые сделали бы головокружительную карьеру», – поясняет она.

Татьяна Баскина, гендиректор хедхантинговой компании BigFish, за 14 лет работы в рекрутменте не может привести примеры, чтобы российский диплом был преимуществом.

Виновата реклама

Проблемы трудоустройства возникают у выпускников вследствие завышенных карьерных и зарплатных ожиданий, которые рождаются из рекламы, уверяет Екатерина Лисицына, директор департамента программ MBA в «Мирбис».

Однако Юрий Тазов убежден: качество образования в российских бизнес-школах за последние пять лет выросло. Теоретические программы, взятые на Западе, постоянно дополняются российским материалом, школы стараются привлечь к преподаванию как можно больше опытных практиков из бизнеса и теоретиков из крупнейших вузов, рассказывает Лисицына.

По данным Российской лиги MBA, после кризиса в российские бизнес-школы поступает 3000–3500 человек (до кризиса 4500–5000 человек). Возраст учащихся варьируется от 25 до 42 лет. Средняя стоимость двухгодичной программы – 400 000–650 000 руб. 70% слушателей платят сами, и только 30% обучаются за счет компаний.

И грянул кризис

Кризис обнажил проблемы российского MBA-образования, считает Алла Жаворонкова, директор международного направления Begin Group и автор исследования «Бизнес-образование в России». Работодатели одинаково увольняли сотрудников как с MBA, так и без него. Кроме того, компании уменьшили расходы на обучение, что привело к сокращению рынка MBA, констатирует она. В конце 2009 – начале 2010 г. количество студентов программ MBA упало на 25%. Выпускники бизнес-школ, как и все остальные, столкнулись с проблемами поиска работы. Но российские бизнес-школы не трудоустраивают выпускников, рассказывает Жаворонкова. «Западные школы обучают студентов с полным отрывом от работы, поэтому имеют мощные карьерные центры», – говорит она. В России же большинство программ предлагают обучение на основе part-time, т. е. без отрыва от производства. «Считается, что выпускник уже где-то работает, его не надо трудоустраивать», – поясняет Жаворонкова. Между тем большинство выпускников меняют после обучения место работы и только 15% открывают свое дело, говорит Тазов.

MBA приносит пользу

Несмотря на все недостатки российского MBA-образования, исследование, проведенное Begin Group, показало: лишь 4,3% выпускников полагают, что MBA не имело никакого влияния на их профессиональную деятельность, 43,3% говорят о небольшом влиянии этого образования на карьеру, но 52,2% считают, что MBA помогло им вырасти.

Диплом MBA приносит дивиденды, если человек четко сформулировал для себя, почему он хочет его получить, говорит Баскина из BigFish. Например, у человека нет экономического образования. Или предприниматель строит бизнес и идет учиться решать конкретные задачи своей компании. Или менеджер наметил себе четкий карьерный план – он собирается вырасти в пределах одной компании или получить какую-то специализацию. Так, Виктория Чуйкова, директор по продажам и маркетингу «Инком ЛТД», выпускница программы EMBA в «Мирбис», пошла учиться с конкретной целью: после многих лет работы в иностранных компаниях она решила уйти в российскую и хотела понять принципы построения бизнеса в российских организациях. Полученными знаниями она довольна. «Степень MBA помогла мне занять руководящую должность и адаптироваться в российском бизнесе», – говорит она.