Действующие лица: Избежать перекосов

Принятие федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (ФЗ-381) стало вынужденным компромиссом между наиболее активными объединениями производителей и розничной торговли с одной стороны и профильными ведомствами (Минсельхоз, Минпромторг, ФАС) с другой. Причем, искусно использовав фактор времени – якобы необходимость принятия закона в осеннюю сессию Госдумы 2009 г., – чиновники и лоббисты в Думе и Совете Федерации сумели добиться того, что закон, само название которого говорит об общеотраслевом регулировании, распространялся только на оборот продовольственных товаров. Более того, чтобы он еще и регулировал отношения хозяйствующих субъектов, связанных с этим, что вообще является предметом ведения Гражданского кодекса РФ. Не может не поражать еще и дискриминационное положение, устанавливающееся для сетей, торгующих продовольственными товарами, и не общепринятый порог антимонопольного регулирования в 35%, а не встречающийся нигде в мировой практике уровень в 25%.

Этот закон действует уже полгода и дает возможность утверждать, что довольных результатами нет ни среди производителей, ни среди переработчиков, ни в розничных сетях. Так, по оценкам отдельных производителей, замена бонусов на договоры маркетинговых услуг, облагаемые НДС, приводит к дополнительным 10–15%-ным издержкам. Трудно поддается оценке огромное количество трудозатрат на пересмотр и перезаключение договоров с обеих сторон. Многообразие проблемных и сложных моментов, появляющихся, например, в сделках слияний и поглощений, вообще трудно даже предусмотреть, а не только оценить их стоимость в смысле юридических и прочих услуг.

Серьезные замечания выдвигаются и со стороны органов власти муниципального и субъектного уровня. Среди них выдвигаются вопросы определения ассортиментного минимума; профессиональной подготовки работников, осуществляющих непосредственное обслуживание граждан; упрощения положения о размещении нестационарных торговых объектов и др. Неудовлетворенность органов местной власти вызывает и полное изъятие из сферы регулирования закона услуг общественного питания.

Работу над совершенствованием этого закона, по общему мнению, следует продолжить, правда, избегая любых перекосов и соблюдая общий баланс интересов производителей, переработчиков и розничной торговли. Именно с этой целью ряд ведущих российских отраслевых объединений (Агропромышленный союз России, АКОРТ, РусПродСоюз, Национальная мясная ассоциация, «Союзмолоко», «РусБренд», комитет ТПП РФ по развитию потребительского рынка и общественный совет при Минсельхозе России) создали Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС). Шестого декабря в ТПП состоялось первое открытое заседание МЭС, в ходе которого были представлены первые согласованные всеми сторонами поправки в закон. Учитывая, что все решения в совете принимаются консенсусом, можно представить себе не только непростую задачу отбора самих предложений, но и тщательность отработки их формулировок. На настоящий момент консенсус достигнут по четырем возможным поправкам:

отнесение расходов, связанных с оплатой услуг по продвижению продовольственных товаров, в состав затрат, не учитываемых в целях налогообложения;

отнесение на себестоимость убытков торговых сетей от утери или повреждения товаров;

исключение отношений в области диcтрибуции продовольственных товаров из сферы действия ст. 9 закона;

расчет стоимости логистики в договорах оказания услуг в процентах от товарооборота по договорам поставки.

В настоящее время прорабатывается еще ряд вопросов.