Почти миллионник


ОАО «Международный аэропорт «Казань»

Крупнейший акционер – ОАО «Татарстан-авиа» (на 99,9% принадлежит минземимуществу РТ). Финансовые показатели (2009 г., РСБУ): Выручка – 516,11 млн руб., Чистая прибыль – 2,11 млн руб.

Международный аэропорт «Казань» (МАК) обслужил в 2010 г. рекордное за последние 10 лет количество пассажиров – 958 600 человек (в 2009 г. – 675 700 человек), сообщила пресс-служба МАКа. По этому показателю МАК впервые войдет в рейтинг 12 крупных аэропортов-миллионников, говорит пресс-секретарь МАКа Регина Юнусова. По ее словам, пассажиропоток вырос на 41,9% из-за расширения географии полетов: рейсы из казанского аэропорта сейчас совершают 24 авиакомпании (в 2009 г. – 14). Помогли увеличению пассажиропотока и льготы МАКа для авиакомпаний по наземному и аэропортовому обслуживанию. «К примеру, тариф для казахстанской Scat из Астаны в среднем на 40% ниже, чем у перевозчика московских рейсов», – пояснил «Ведомостям» замминистра транспорта РТ, член совета директоров МАКа Азат Галиахметов. С ним не согласен гендиректор и владелец татарстанской авиакомпании «Тулпар» Азат Хаким. По его словам, основные расходы авиакомпании на взлет-посадке (50 000–60 000 руб.) – это расходы на топливо, 35–50% в зависимости от типа самолета. «Тут [при закупке топлива] скидок не дают», – говорит Хаким. «73% пассажиропотока МАКа обеспечили пять авиаперевозчиков (АК «Татарстан», «Оренбургские авиалинии», S7, Utair, «Турецкие авиалинии»), но пользователей льгот среди них нет», – признает и Юнусова.

По мнению Хакима, причина роста пассажиропотока – в «ликвидации монополии государства на авиарынке республики» после начала оформления сделки по выкупу 50% «Татарстан-авиа» (акционер МАКа) болгарской «Химимпорт» (сделку планируется закрыть в этом году). Ранее власти РТ вмешивались в процесс выдачи слотов для авиакомпаний, рассказал Хаким. Фактическим монополистом в МАКе была республиканская АК «Татарстан», говорил ранее «Ведомостям» генеральный директор компании AVT Азамат Сабиров.