Нарушили наполовину

Счетная палата проверила, как московский бюджет тратил деньги на транспортную инфраструктуру. Хищений аудиторы не обнаружили, хотя почти половина суммы – 215 млрд руб. – была освоена с нарушением закона

Деятельность органов исполнительной власти Москвы по развитию и содержанию транспортного комплекса в 2008–2010 гг. была недостаточно эффективной, говорится в отчете Счетной палаты о проверке расходования бюджетных средств («Ведомостям» удалось с ним ознакомиться). Всего город потратил за эти три года 574 млрд руб., выявлены нарушения на 215 млрд, сообщил аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин. Речь идет не о хищении средств, а о нарушениях бюджетного законодательства, уточнил он.

Одна из основных претензий аудиторов – транспортный комплекс Москвы не выделен в системе городского управления. Средства перечислялись семи главным бюджетным распорядителям, которые относились к разным комплексам, а координации между ними не было. «У семи нянек дитя без глазу», – охарактеризовал ситуацию Рябухин. Бюджетом распоряжались 6 департаментов – городского заказа, транспорта и связи, дорожно-мостового строительства, ЖКХ, экономической политики и развития, градостроительной политики – и Москомархитектура.

«Если бы была элементарная финансовая дисциплина, то наверняка не заключались бы контракты, допустим, с «Москапстроем», на 88 млрд руб. без указания цены и сроков исполнения», – говорит Рябухин. В отчете указано, что между Мосгорзаказом и «Москапстроем» в 2008 г. были заключены госконтракты на строительство 856 объектов, в итоге мэрия приняла на себя неопределенные бюджетные обязательства. Близкий к «Москапстрою» источник указывает, что Мосгорзаказ, созданный в конце 2007 г., перезаключал старые контракты – до него у Москвы было 26 госзаказчиков. Без указания цены и сроков документы не могли быть подписаны, кроме того, через Мосгорзаказ не финансировалось транспортное строительство, возражает собеседник «Ведомостей».

Существенное нарушение – нецелевое использование бюджетных средств ОАО «Атлант-союз». Например, правительство выделило компании субсидии на 8,875 млрд руб., не определив целей и порядка возврата этих средств. Фактически город дотировал деятельность «Атлант-союза», что противоречит бюджетному законодательству, говорится в отчете. Кроме того, авиакомпании был предоставлен кредит в 830 млн руб. для приобретения воздушных судов Ил-96-400 и «Эмбраем»-120, а также оплаты аванса самолетов «Боинг»-737-700. Счетная палата обнаружила, что самолеты не были приобретены. На каждую потраченную копейку есть отчет, возражает бывший чиновник департамента транспорта и связи, проверка Счетной палаты еще не доказывает нарушения.

Есть у аудиторов претензии и к процедуре госзакупок. В подавляющем большинстве тендеров подавалась заявка от единственного участника, с которым заключался госконтракт, что свидетельствует об отсутствии условий для конкуренции и создает предпосылки для коррупции, говорится в отчете. Например, в 2008 г. из 116 торгов, объявленных департаментом транспорта, по 88 была подана только одна заявка. По результатам этих торгов были заключены контракты на 2,36 млрд руб.

Счетная палата рекомендовала новому руководству Москвы сделать транспортный комплекс столицы самостоятельным управленческим комплексом. По результатам проверки будет проведена «серьезная работа» и сделаны выводы, пообещал заммэра Николай Лямов. Будут и кадровые решения, сообщил он. В ближайшее время мэр Сергей Собянин примет решение о судьбе начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева, сказал Лямов, результаты проверки будут переданы в правоохранительные органы, а затем, вероятно, в суд (аудиторы выявили нарушения в деятельности метрополитена на 3,3 млрд руб.).

По итогам проведенных проверок направлено 35 представлений и информационных писем с конкретными предложениями по устранению нарушений. Кроме того, информационные письма направлены президенту Дмитрию Медведеву, премьеру Владимиру Путину, мэру Москвы Собянину и в Генпрокуратуру. Выявление фактов нецелевого расходования бюджетных средств необязательно ведет к уголовному преследованию, говорит председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских.