Наполеон отправил письмо Гитлеру в Белых Столбах

В подмосковном поселке Госфильмофонда прошел XV фестиваль архивного кино. Среди его тем – колоризация фильмов, Наполеон и звезды 30-х
Кадр с Бонапартом, предостерегающим по телеграфу Гитлера, взят из агитационного сборника 1941 г./ Госфильмофонд

Фестиваль архивного кино в Госфильмофонде проходит уже в пятнадцатый раз. Его программы остаются неизменными все годы. Программа «Великие столетия» отмечает юбилеи выдающихся актеров и режиссеров, «Конфронтация» представляет разные точки зрения на одно и то же событие или исторический персонаж, «Архив» возвращает к жизни забытые, а то и потерянные ленты – как «Мой сын» (1928) Евгения Червякова, бывшего одной из главных надежд нашего экрана. Находка «Моего сына» позволяет расставить новые акценты в истории кино.

В этом году отметили столетие со дня рождения Роберта Тейлора. Один из главных красавцев эпохи сыграл в «Трех товарищах», снятых в 1939 г. по роману Ремарка (среди сценаристов был Фрэнсис Скотт Фицджеральд). Нашим ответом Тейлору выглядит Николай Крючков – звезда, каких мало. В его память показали 37-минутный фильм «На путях» (1940) – о жизни диспетчера узловой станции, который готов принести личное в жертву общественному, но, как выясняется, не зря: государство в лице начальника станции проявит заботу и его маленькая дочь будет спасена (здесь поразительна музыка Б. Вольского, во многом предвосхищающая Майкла Наймана). Отрицательные персонажи как на одно лицо, с усиками и бородками и чем-то неуловимо троцкистско-бухаринским во взгляде. Зато Крючков, распределяющий товарняки и пассажирские по путям, выглядит полководцем.

Вряд ли «На путях» когда-нибудь подвергнут колоризации – феномену, который наконец-то настиг и Россию. «Семнадцать мгновений весны», «Золушка» и другая советская классика, переведенная в цвет, вызвала неоднозначную оценку в публике, не говоря уже о специалистах. Колоризации посвятили на фестивале круглый стол, перед которым показали «раскрашенную» «Весну на Заречной улице». Режиссер «Весны» Марлен Хуциев сам принимал участие в создании цветной версии картины, которую предстоит считать новым произведением, порождающим новые авторские права.

Многие показы связаны с 70-летием начала Великой Отечественной войны. Самое интересное – цветная кинохроника военных лент, как советская, так и немецкая. Сохранение последней кажется чудом. Эту хронику в 1946 г. официально вывезли в Белые Столбы как трофей. Но в 60-е годы, когда Госфильмофонду понадобились новые площади, Госкино предложило уничтожить немецкую кинохронику и так освободить место в хранилищах. А незадолго до разрушения Берлинской стены советское руководство пообещало правительству ГДР передать всю хронику в Берлин. Сделать этого не успели, ФРГ же передавать ничего не стали. Хватило ей и ГДР.

Зато сейчас обмены между архивами – особый вид развития коллекции. В России, например, сохранились американские немые фильмы, шедшие у нас в 20-е. Некоторых из них нет в Библиотеке конгресса (в Америке она выполняет и роль нашего Госфильмофонда). Недавно та библиотека договорилась с Президентской библиотекой им. Ельцина о сотрудничестве, в том числе в области кино. Партнером выступает Госфильмофонд. Не все ленты сохранились полностью, многие были перемонтированы. Поскольку три четверти голливудских фильмов 20-х исчезли навсегда, можно понять радость американцев. В ответ на переданные в Вашингтон 10 цифровых копий (оригиналы остались в России; на фестивале показали приключенческие драмы «Араб» и «Ущелье глупцов») Госфильмофонд получит материалы, которые восполнят лакуны в его коллекции.

Едва ли не самую популярную рубрику фестиваля, «Конфронтация», на этот раз посвятили Наполеону. Вместе с хрестоматийной лентой Абеля Ганса (1934) показали фрагменты советских картин, от «Кутузова» до «Войны и мира». Их взгляд на великого и ужасного корсиканца во многом определен Львом Толстым. Но едва ли не лучший «наш» император – в двухминутном сюжете из «Боевого киносборника» 1941 г. На советскую почту в начале войны приходит Наполеон (его на самом деле играет Евгений Червяков, а не Владимир Канцель, как пишут справочники) и просит отправить в Берлин Гитлеру телеграмму: «Не советую. Пробовал. Не вышло».

Телеграфистка, не моргнув, выписывает Наполеону квитанцию.