В главных ролях: Договариваемся с инвесторами на берегу

Кластер в Петербурге начал складываться еще в 2004 г., когда прошли первые переговоры по привлечению автопроизводителей в наш город. Общая схема работы состоит в том, что правительство города, как правило, в индивидуальном режиме подписывает меморандумы о взаимодействии с каждым таким крупным стратегическим инвестором. Соответствующие меморандумы были подписаны с Toyota, Nissan, GM, Hyundai, а также с группой поставщиков компании Hyundai.

Мы заранее, на берегу, договариваемся и объясняем инвестору те формы поддержки, на которые он может рассчитывать, придя в Санкт-Петербург и организовав в нашем городе свое производство. В первую очередь мы прописываем условия предоставления земельного участка под застройку, включая обязательства города и правительства Санкт-Петербурга провести инженерную подготовку данной территории, обеспечить ее полностью инфраструктурой, транспортной доступностью с целью осуществления инвестором дальнейшего строительства. Второе – четкое определение тех льгот по налогообложению, на которые инвесторы вправе рассчитывать, придя в автомобильный кластер Санкт-Петербурга. Третье касается условий приобретения инвестором земельного участка в собственность после осуществления строительства, потому что на первом этапе строительства земельный участок предоставляется инвестору в аренду. После завершения строительства автомобильного завода инвестор вправе в соответствии с действующим законодательством РФ либо выкупить земельный участок в собственность, либо взять его в аренду на 49 лет. Как правило, во всех меморандумах, которые город подписывает с инвесторами, всегда присутствует та стоимость земельного участка, выше которой не может стоить земельный участок в дальнейшем при выкупе.

Город стал очень активно применять в отношении стратегических проектов – и в первую очередь в отношении производителей автомобилей и их комплектующих – так называемую инвестиционную оценку. Что такое инвестиционная оценка? Когда город предоставляет земельные участки всем остальным инвесторам, то применяется так называемая рыночная оценка, когда оценщик определяет стоимость права на аренду, исходя из принципа наилучшего экономического использования. То есть оценщик смотрит те виды функционального использования, которые возможны в отношении этого участка, и выбирает наиболее дорогой вид функционального использования. Если, допустим, возможно строительство торгового центра и завода, то понятно, что доходность торгового центра выше. И при рыночной оценке оценщик должен учитывать принцип наилучшего экономического использования и выбрать стоимость права на заключение договора аренды, исходя из максимальной доходности. Но в этом случае, как вы понимаете, страдают как раз те инвесторы, которые реализуют проекты с не самой высокой доходностью. То есть те, кто строит не торговые или бизнес-центры, а, например, автомобильные заводы, другие объекты в области машиностроения. Так вот для автопроизводителей, для стратегических инвесторов городом была введена на законодательном уровне именно инвестиционная оценка, когда оценщик и правительство при принятии решения руководствуются не рыночной оценкой, а инвестиционной оценкой, которая предполагает учет конкретного инвестиционного проекта. Мы оцениваем не инвестиционную привлекательность конкретной территории в целом, а именно стоимость реализации конкретного проекта по строительству там завода определенной мощности. Исходя из этого, определяем его инвестиционную стоимость и фиксируем в меморандуме, который подписываем с инвестором, что будет применяться инвестиционная оценка. А уже в дальнейшем в постановлении правительства о выделении земельного участка на проектирование строительства прописываем именно ту стоимость инвестиционной оценки, к которой приходит оценщик.

По производителям автокомпонентов. Мы понимаем значимость данного вопроса для города, в целом для нашего автомобильного кластера. На сегодняшний день у нас успешно развивается компания Magna в промышленной зоне «Шушары». Открытие завода состоялось в один день с компанией Hyundai – 21 сентября 2010 г. Кроме того, парк поставщиков Hyundai, состоящий из семи компаний, которые локально разместились в непосредственной близости от Hyundai и при этом имеют даже общую единую территорию, совместное обслуживание. Для нас в свое время, когда приходили поставщики Hyundai, было очень сложно в том плане, что каждый из них достаточно некрупное по своему объему предприятие, и мы решили придать им статус стратегического инвестора не каждому по отдельности, а создать некий консорциум этих поставщиков на едином земельном участке, с тем чтобы в дальнейшем выделить им решением правительства земельный участок на всех семерых сразу же. И вот объединив семь этих поставщиков и их активы в некий такой консорциум, мы смогли признать за ними статус стратегического инвестора с объемом вложений более $100 млн в проект и, соответственно, предоставить им те льготы и те преференции, которые Санкт-Петербург предоставляет своим стратегическим партнерам.

Кроме того, хотелось бы отметить, что в целом для развития автомобильного кластера в Санкт-Петербурге созданы все условия, начиная с уникального транспортного расположения Санкт-Петербурга, включая доступность морского транспорта. Все наши промышленные площадки автомобильного кластера имеют прямой выход на автомобильную магистраль, что предоставляет прекрасные логистические возможности. У нас прекрасные человеческие ресурсы, город активно развивается. Есть соответствующая научная база, прекрасно развита высшая школа, которая готовит соответствующих специалистов. Большинство компаний заключает соответствующие договоры с учебными заведениями на предмет подготовки квалифицированных управленческих кадров.

В заключение хотел бы сказать, что, поскольку сегодняшний автомобильный рынок находится на подъеме, мы видим ощутимую динамику этого рынка, и в нынешних условиях практически все автопроизводители, которые находятся в нашем автомобильном кластере, заявляют об увеличении выпуска автомобилей. Мы считаем, что перспективы по развитию автомобильной промышленности крайне положительные, мы видим их динамику и уверены, что в дальнейшем они принесут максимальный экономический эффект как для инвесторов, так и для Санкт-Петербурга.