Аналитики: Рынок компонентов утроится за пять лет

Главная проблема российской автомобильной отрасли – это наличие надежной с точки зрения качества и производительности компонентной базы. По-прежнему большинство российских автопроизводителей остается довольно сильно вертикально интегрированными. И они, за некоторым исключением, не готовы обслуживать при рыночных условиях требования глобальных мировых автопроизводителей. Проблема усиливается тем, что большинство иностранных автопроизводителей приняло решение о производстве совершенно разных моделей в разных сегментах. Пока все-таки есть, если посмотреть по количеству присутствия иностранных поставщиков на российском производственном рынке, достаточно много компаний и практически во всех основных кластерах. Но по-прежнему это компании, которые производят очень мелкие объемы и обязаны находиться рядом с производителем из-за процессов производства по цепочке, и производители других комплектующих, которые с точки зрения затрат на транспорт и логистику тоже не имеет смысла завозить, даже несмотря на уровни таможенных пошлин. Несмотря на предоставление дополнительных мер по стимулированию инвестиций в автокомпонентные отрасли, такие как особые экономические зоны, создание ряда технопарков, к сожалению, мы не видим достаточно много компаний, готовых зайти таким способом. По-прежнему самый популярный способ – кооперация с местными компаниями. Не обязательно с конкурентом или компанией, которая производит такую же продукцию, а с компанией, местные партнеры которой готовы предоставить уже существующую инфраструктуру. Или, в случае производства аналогичной продукции, передача в лицензионную сборку или контрактное производство данного вида комплектующих. Поэтому больших инвестиций пока было немного.

Ernst & Young

Работает в России с 1989 г., предоставляет услуги в сфере аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, права и консалтинга.

Но список крупных международных компаний на рынке будет, безусловно, увеличиваться. Если мы возьмем совокупный уровень инвестиций и объемов этих предприятий, он весьма мелкий, и большинство из них пока обеспечивает только первичный рынок. Согласно озвученной стратегии развития автоиндустрии мы ожидаем, что рынок автокомпонентов с точки зрения емкости и структуры примерно утроится в течение следующих пяти лет. Этому, с одной стороны, будет способствовать дальнейшая политика локализации правительства, но даже без этого автопроизводители заинтересованы в этом процессе, поэтому тем или иным путем однозначно первичный рынок будет увеличиваться. Проблема вертикальной интеграции российских автопроизводителей уже частично решается: было заявлено о реструктуризации «АвтоВАЗа», о выделении ряда компонентных производств. Похожий процесс наблюдается и в других компаниях, и, соответственно, самый широкий сегмент будут именно независимые поставщики в той или иной форме.

Вторичный рынок, который сейчас примерно в три раза превышает емкость (в денежном выражении, по крайней мере) первичного рынка автокомпонентов, будет расти гораздо медленнее с учетом структуры парка. Но поскольку один из основных моментов, которые некоторые крупные поставщики рассматривают, – это именно потенциал всего парка и его обслуживание, то когда, мы говорим об объемах, должны смотреть и на вторичный рынок. Конечно, тут надо разграничивать парк, который состоит из старых или, скажем, выходящих уже из производства автомобилей, и наращивание парка более новых машин. Но тем не менее цифры не маленькие, и это тоже представляет определенную мотивацию как для автопроизводителей, так и для производителей компонентов.

Успешное развитие, присутствие качественных производителей автокомпонентов на российском рынке будет зависеть в первую очередь от поддержки государства. Режим промсборки для автопроизводителей уже сыграл свою роль. Аналогичный режим был введен для производителей автокомпонентов, но не заработал так четко, и есть ряд моментов, которые требуют решения. Безусловно, основная роль должна быть у автопроизводителей, и мы сегодня услышали заявления практически от всех, что они готовы работать вместе. Будем надеяться, что это будет именно так, потому что легко сказать на словах, но на самом деле это сложный и тяжелый процесс.