Быстрый интернет тормозит

Темпы роста абонентской базы интернет-провайдеров замедляются. Существенно увеличить базу можно только за счет приобретений

В 2010 г. абонентская база петербургских провайдеров выросла на 14,8% до 1,24 млн, подсчитало ИА TelecomDaily. В 2009 г. рост составлял 24%, в 2008 г. – 77,5%.

К началу 2011 г. у ТКТ, по словам PR-менеджера компании Ирины Рыбченко, было 191 000 абонентов, за год компания подключила 16 500 абонентов, а в 2009 г. – 22 474. Значительного роста темпов подключения абонентов по сравнению с прошлым годом не наблюдалось: рост базы сдерживается высоким насыщением местного рынка широкополосного доступа, отмечает Алексей Карпов, коммерческий директор петербургского филиала ООО «Сумма телеком». Главный инструмент развития – активные маркетинговые усилия, в массовом сегменте у операторов почти не осталось пространства для роста, считает он. Темпы подключений 2009–2010 гг. фактически идут вровень с незначительным увеличением в 2010 г., сообщила специалист службы по связям с общественностью Северо-Западного региона ОАО «Вымпелком» Марианна Янкова. По ее словам, оператор может увеличивать базу за счет расширения покрытия, выпуска сегментированных тарифов для разных групп абонентов, увеличения проникновения уже в подключенных домах. На рынке выигрывает тот, кто может предложить самые привлекательные условия максимально возможной аудитории, говорит Карпов. Для расширения аудитории InterZet в конце прошлого года начал продавать стартовые пакеты в сети салонов связи «Связной», с начала 2011 г. там же продвигает свои услуги ТКТ. По словам Рыбченко, оператор рассчитывает на сотни подключений в месяц через этот канал. Представитель «Связного» Елена Ноготкова сообщила, что переговоры о сотрудничестве ведутся со всеми ключевыми игроками массового рынка ШПД.

По данным директора проекта «Мир интернета» Фонда общественного мнения Павла Лебедева, 63% жителей Петербурга пользуется домашним интернетом (в целом по России таких 25%), месячная интернет-аудитория в Петербурге составляет 69%. По словам гендиректора TelecomDaily Дениса Кускова, на первую пятерку провайдеров приходится 83% абонентов.

В 2010 г. компания «Элтел» приобрела оператора «Сиал», а в начале 2011 г. сама была приобретена «Вымпелкомом», который за счет сделки увеличил свою базу на 30 000 абонентов. «ПиН телеком» после покупки провайдеров «Курорт-телеком», Well-com и Demos (26 000 абонентов) вырвался на четвертое место. Серьезно увеличить долю рынка можно только за счет приобретений, опускать тарифы для привлечения абонентов уже некуда, к тому же рынок в Петербурге подошел к насыщению, говорит топ-менеджер одной из сетей.

По словам Кускова, средний ARPU по рынку в 2010 г. снизился на 10–20 руб. примерно до 330 руб. У СЗТ доход на абонента в течение года рос, а у домашних сетей – снижался, поэтому средний ARPU в 2010 г. был стабильным, объясняет аналитик. У домашних сетей ARPU – около 400 руб., у СЗТ из-за низких тарифов – около 250 руб., говорит Кусков. Показатель ARPU удерживается на уровне прошлого года, в 2011 г. «Сумма телеком» намерена увеличить его за счет ввода дополнительных услуг – IP-TV и телефонии, сказал Карпов. В первой половине 2010 г. уровень ARPU снизился из-за обилия welcome-тарифов на рынке, но во второй половине 2010 г. стабилизировался, говорит Янкова.