Двойной доход

Между сотовыми операторами разворачивается конкуренция в сегменте конвергентных услуг

В прошлом году МТС и «Мегафон» завершили сделки по покупке фиксированных операторов в корпоративном и массовом сегменте (см. врез) и готовятся запустить конвергентные услуги.

«Вымпелком» около двух лет предоставляет услуги Fixed Mobile Convergence (FMC) – объединение мобильной и фиксированной связи в единую сеть. Сотовый оператор может не тратиться на подключение нового абонента, а предлагать дополнительные услуги уже существующему, увеличивая выручку с него, объясняет их суть гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.

«Мегафон» оценивает степень взаимного проникновения баз операторов, после чего определит планы по их взаимопроникновению, говорит представитель Северо-Западного филиала оператора Людмила Чехова.

С 1 февраля 2011 г. все клиенты «Петерстара» стали клиентами Северо-Западного филиала «Мегафона», услуги с «Метрокомом» находятся в стадии разработки, сказала Чехова. По ее словам, весной оператор планирует вывести на рынок несколько услуг, объединяющих фиксированную и мобильную связь, а также интернет-телефонию.

МТС предлагает конвергентные продукты – мобильный и домашний доступ в интернет и кабельное телевидение – на массовом рынке, говорит специалист по связям с общественностью «МТС Северо-Запад» Юлия Неменова. Корпоративным абонентам мобильной связи предоставляются скидки на фиксированную связь и наоборот, в регионах действует тарифный план «Интернет в офис». В феврале 2011 г. ожидается запуск новых конвергентных FMC-продуктов для корпоративного рынка, сказала Неменова. Конкуренция в сфере конвергентных услуг будет нарастать, но все те процессы, которые в «Мегафоне» и МТС только начинаются, «Билайн» давно завершил, говорит представитель Северо-Западного региона «Вымпелкома» Марианна Янкова. По ее словам, за 2010 г. доля мобильных абонентов в фиксированной базе b2b увеличилась почти в два раза. В Петербурге услугой FMC пользуется всего несколько десятков компаний, в основном это крупный бизнес, для клиентов со 100%-ным проникновением мобильной связи она не несет особых преимуществ, отмечает она.

По словам Кускова, конвергентные услуги смогут работать в полную силу только после решения всех юридических и технических вопросов, в том числе с единым биллингом. Мобильные операторы после покупки фиксированных скорее будут предлагать своей фиксированной базе мобильные услуги, чем создавать реальные конвергентные продукты, считает гендиректор оператора «Обит» Андрей Гук.

Операторы продвигают конвергентные услуги как способ сэкономить на связи. Стандартный тариф на звонок с фиксированного телефона на мобильный – 1,5 руб. за минуту, при подключении FMC его стоимость снижается в 10 раз, говорит Янкова. Тарификация междугородных и международных вызовов с мобильного телефона по тарифам фиксированной связи, по ее словам, дает экономию до 50%.

«Балтика» перешла на конвергентное решение связи FMC от «Билайна» в 2008 г., передал через пресс-службу Герман Эпштейн, директор по информационным технологиям ОАО «Пивоваренная компания «Балтика». Преимущество в том, что компания получает значительное снижение стоимости звонков с мобильного телефона на городской, эта экономия особенно актуальна для компании в условиях кризиса и повышения акциза на пиво в три раза, говорит он. Выбор единого оператора для всех подразделений помог «Балтике» снизить удельные затраты на телефонию на 30%, сказал он в июле прошлого года.

Группа ЛСР уже начала использовать унифицированные услуги связи от «Мегафона», передала пресс-служба слова директора ЛСР по информационным технологиям Сергея Гидаспова. По его словам, группа работает со всеми операторами большой тройки, «Вестколлом», СЗТ и «Эквантом» и не планирует переходить на единого поставщика телекоммуникационных услуг. Это небезопасно, так как у провайдеров и операторов бывают аварии, объясняет Гидаспов.

Корпоративным абонентом по-прежнему востребованы в основном фиксированная телефония и интернет, конвергентными услугами будут интересоваться в основном крупные клиенты, считает гендиректор «Комлинк телекома» Денис Крамаренко. Альтернативные операторы могут привлекать абонентов индивидуальным сервисом, уверен он.