Вектор


Билет в страховую десятку

Приобретя долю столицы в Банке Москвы (48,5%) и договорившись с президентом банка Андреем Бородиным о сотрудничестве и выкупе его доли, ВТБ берет под контроль и Столичную страховую группу (ССГ). Блокпакет ССГ (у нее 17,3% акций Банка Москвы) ВТБ получил от правительства Москвы. Частью акций (25%) владеет непосредственно Банк Москвы, а оставшийся пакет, по словам участников рынка, находится под контролем Бородина. Так ли это, может стать ясно сегодня, когда состоится собрание акционеров ССГ – о плане провести его известно аналитику БКФ-банка Максиму Осадчему. Представитель ССГ подтвердил эту информацию.

Повестка собрания не раскрывается. Но помимо доли в Банке Москвы ВТБ от ССГ может получить и солидный страховой бизнес. В прошлом году «ВТБ страхование» заработало 1,6 млрд руб., сообщил и. о. гендиректора страховщика Михаил Моторин на встрече с миноритариями банка ВТБ. А к 2013 г. страховая компания планирует попасть в топ-10 крупнейших страховщиков России и увеличить прибыль почти в пять раз. С ССГ, крупнейший профильный актив которой, Московская страховая компания, уже в десятке, это сделать гораздо проще.

Полезный кризис

«Газпром» компенсировал Италии прекращение поставок газа из Ливии: экспорт российского топлива в эту страну с 24 февраля вырос на треть (с 55–65 млн куб. м в сутки до 86,1 млн), сообщает «Интерфакс» со ссылкой на статистику итальянского газотранспортного оператора Snam Rete Gas. Импорт газа по другим направлениям серьезных изменений не претерпел, отмечает агентство, т. е. компенсация идет только от «Газпрома» (ну или в основном от российского концерна). Лишние 25–30 млн куб. м газа для Италии – это до $10 млн дополнительной выручи ежедневно, если брать прошлогодние средние цены «Газпрома» для этой страны. За месяц может набежать до $300 млн, хотя как долго продлится такая ситуация в Ливии – неясно. Правда, деньги за эти поставки «Газпром» фактически уже получил – только в прошлом году итальянская Eni заплатила ему почти 1 млрд евро за не выбранный по контракту газ. А ведь это не штраф, а аванс в счет будущих поставок (сверх очередных минимальных годовых объемов).

Заходы на «Интеко»

Желающих купить «Интеко» полно, заявила владелица компании Елена Батурина в интервью Олегу Тинькову, но забрать компанию в основном хотят банки: «Набрав совершенно сумасшедших залогов у компаний <...> и поняв, что эти деньги не вернутся никогда, им надо купить дешево что-то очень дорогое, чтобы каким-то образом стабилизировать ситуацию». Называть претендентов Батурина не стала, но намекнула на госбанки – Сбербанк и ВТБ.

«Интеко» тоже кредитуется в них – долг компании на конец года составлял 34,85 млрд руб. (из них Сбербанку – 14,5 млрд руб., Банку Москвы, читай ВТБ, – 14,8 млрд руб. и ВТБ – 1,5 млрд руб.). Основные платежи по кредитам не скоро, но в форс-мажорных обстоятельствах банк может потребовать досрочного погашения, говорит близкий к компании человек. Форс-мажора вроде бы пока нет, но бизнес Батуриной на крючке – кредит в 12,7 млрд руб., выданный Банком Москвы на выкуп у нее земли, уже стал поводом для уголовного дела. А в ближайшее время обвиняемой по этому делу может стать сама Батурина, сообщал «Интерфакс».

При таком раскладе у «Интеко» есть все шансы пополнить ряды «сумасшедших залогов». Тем более что «ВТБ заходы делал», сказала Батурина.

Как в аэропорту

Усиление мер безопасности может обернуться для РЖД не только увеличением расходов (см. эту же страницу), но и появлением новых обязанностей. Сейчас рассматривается возможность введения личного досмотра пассажиров и багажа при поездке на высокоскоростном поезде, указано в пояснительной записке к требованиям Минтранса по обеспечению безопасности. РЖД, возможно, придется обзавестись и специалистами по выявлению и идентификации взрывчатых веществ, а еще – специалистами, которые могли бы путем наблюдения за поведенческими реакциями физических лиц выявлять нарушителей. РЖД сопротивляется: такие функции не в компетенции железнодорожного монополиста, а для выполнения всех требований по безопасности нужно будет нанять чуть ли не столько же людей, сколько уже работает в РЖД (около 1 млн). Но как бы ни распределялись полномочия, к новым правилам надо готовиться. В России поездами дальнего следования пользуется в среднем 130 млн человек в год, говорит эксперт Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. А в Китае – 1 млрд. Там уже вовсю практикуется личный досмотр на вокзалах – система выстроена так, что меры безопасности не создают многолюдных очередей. У нас же пока появление одной дополнительной рамки металлоискателя оборачивается толкучкой.