Нужно ли увеличивать количество женщин-руководителей

Как могут повлиять на работу компаний обязательные квоты на представительство женщин в советах директоров

Ситуация с представительством женщин в советах директоров изменяется к лучшему, но очень медленно. К такому выводу пришла группа авторов под руководством лорда Мервина Дэвиса, опубликовавшая в конце февраля 2011 г. отчет Women on Boards о работе женщин в британских и мировых советах директоров. В 2010 г. на женщин приходилось лишь 12,5% директорских мест в 100 крупнейших британских публичных компаниях, пишет Дэвис. Для сравнения: в 2004 г. женская доля составляла 9,4%. Во многих других странах мира ситуация не лучше. В среднем по развитым европейским странам этот показатель составляет 9,6%, в Германии – 9%, во Франции – 8,2%, в Португалии – 0,4%. В Северной Америке – 11,4%, в Китае – 6,6%, в Индии – 4,1%. И лишь в Норвегии доля женщин в советах директоров в 2009 г. достигла 35,9%, в Финляндии – 21%, в Швеции и на Филиппинах – 23%.

Если не предпринимать никаких действий, то приблизиться к равенству полов в советах директоров крупнейших британских публичных компаний удастся лишь через 70 лет, подсчитали в британской Equality and Human Rights Commission. В российских публичных компаниях на долю женщин приходится 7% из 459 директорских мест в 48 крупнейших российских публичных компаниях, показал анализ российской консалтинговой компании Board Solutions, проведенный в феврале 2011 г. Женщины представлены почти в половине из 48 советов, отметил Ярослав Глазунов, партнер Board Solutions. За последние три года серьезных изменений не произошло, говорит он. В 2009 г., по данным международного исследования Women on Boards, доля женщин в российских советах директоров составила 5,8%, а исследование Ассоциации независимых директоров за 2007 и 2008 гг. показало 4% и 6% соответственно, напоминает Глазунов.

За или против

Обзор Women on Boards проводился по заказу британского правительства. Дэвис привлек к работе над отчетом значительное число стейкхолдеров, экспертов, комментаторов, хедхантеров, инвесторов, топ-менеджеров, как мужчин, так и женщин.

За время работы комиссии многие эксперты настаивали, что квоты – единственный способ добиться реального увеличения числа женщин в советах директоров, пишет Дэвис. Утверждалось, что все другие средства уже были испытаны, а женщины в британских советах по-прежнему в меньшинстве. Нашлись и те, кто выступил против квот, утверждая, что они могут привести к формализму. Взвесив все «за» и «против», комиссия решила введение квот не рекомендовать, пишет Дэвис.

Вместо этого председателям советов директоров 350 крупнейших публичных компаний Великобритании (FTSE 350) рекомендовано установить и опубликовать целевые показатели представительства женщин на 2013 и 2015 гг. Компаниям из FTSE 100 следует стремиться как минимум к 25%-ной доле женщин в 2015 г.

Публичным компаниям следует регулярно отчитываться о таких показателях, как доля женщин в совете директоров, среди топ-менеджеров и штатных сотрудников.

Какими бывают квоты

Сейчас квоты действуют по крайней мере в четырех европейских странах: Норвегии, Испании, Исландии и Финляндии. В Испании закон о гендерном равенстве был принят в 2007 г. Публичным испанским компаниям было предписано достичь 40%-ной доли представителей каждого пола в советах директоров к 2015 г. Выполнившим эту норму были обещаны преференции при распределении правительственных контрактов. Санкции применяться не будут. В Финляндии с 2008 г. от публичных компаний требуют, чтобы в советах директоров были по крайней мере один мужчина и одна женщина. О каких-то особых мерах, предпринимаемых либо компаниями, либо правительством в России, консультантам Board Solutions пока не известно. Корпоративное управление в России по-прежнему неэффективно и в первую очередь следовало бы озаботиться прозрачностью работы советов директоров, повышением квалификации кандидатов на директорские посты независимо от пола, налаживанием работы с инвестиционным сообществом, говорит Глазунов из Board Solutions.

Представители пола

В группе компаний Еmех женщин нет ни в совете директоров, ни среди топ-менеджмента. «Но это не потому, что мы такие шовинисты и женоненавистники, – смеется председатель совета директоров компании Борис Копилевич. – Просто так сложилось». Копилевич считает, что навязывать подобные решения бизнесу сверху – полный бред. Выполнять их компании будут формально, включая в советы для галочки людей, от которых ничего не будет зависеть и они никому не смогут помешать.

В российских компаниях мало женщин – первых руководителей, которые, как правило, являются главными кандидатами в совет директоров, рассуждает Анна Белова, независимый директор «Шереметьево» и Россельхозбанка.

В российской бизнес-культуре по-прежнему сохраняется неоднозначное отношение к женщине-лидеру, утверждает она. Введение квот в России, по словам Беловой, едва ли окажется эффективным. В совете директоров должны работать профессионалы, а не представители какого-либо пола, подчеркивает она.