Будут деньги – будут рамки

Минтранс и силовые ведомства предлагают досматривать граждан на крупных железнодорожных и автовокзалах. Если предложения пройдут, новые права получат охранные предприятия

Парламентские слушания по совершенствованию законодательства о транспортной безопасности, прошедшие вчера в Москве, показали единство мнений отвечающих за эту проблему ведомств. Минтранс, МВД, ФСБ и РЖД считают, что сотрудники охранных предприятий – как ведомственной охраны РЖД, так и имеющих соответствующую лицензию ЧОПов – должны иметь право личного досмотра пассажиров, а начальник правового департамента РЖД Вадим Бынков считает, что билет отказавшегося проходить досмотр пассажира должен аннулироваться.

Минтранс также предлагает увеличить с 4 млрд до 13 млрд руб. на период 2011–2013 гг. субсидии из федерального бюджета для РЖД, предложения об этом будут внесены в правительство в течение месяца, сказал замминистра транспорта Андрей Недосеков. По его словам, софинансировать укрепление безопасности могли бы по возможности РЖД и местные бюджеты. Сейчас действует утвержденная правительством в 2010 г. комплексная программа обеспечения безопасности на транспорте до 2015 г. стоимостью 46,7 млрд руб., из них на 2011 г. выделяется 7,8 млрд.

Чиновник Минфина затруднился сказать, будет ли выделено финансирование. Минтранс, по его словам, с просьбой о выделении дополнительных средств не обращался.

Перечень объектов транспорта и критериев, в соответствии с которыми будет определено, где конкретно должны будут стоять рамки и проводиться досмотр, не готов. Он будет составлен после принятия поправок в закон о транспортной безопасности. По словам начальника главного управления на транспорте МВД Дмитрия Шаробарова, такой досмотр планируется ввести прежде всего на железнодорожном транспорте. На междугородном автомобильном транспорте следует ввести продажу билетов по предъявлении документов, как это реализовано на РЖД, считает замруководителя службы экономической безопасности ФСБ Сергей Чернышев.

Введение столь же строгих мер, как в аэропортах и на крупных вокзалах, на автостанциях и в пригородных поездах нереалистично и финансово нереализуемо и вряд ли до этого дойдет, говорит сотрудник транспортной милиции. Но на крупных железнодорожных вокзалах рамки и досмотр появятся в течение ближайших 1–2 лет, прогнозирует он. Очереди могут быть, но безопасность важнее, говорит чиновник Минтранса. Препятствия для терактов эти неудобные для пассажиров меры создадут, но полных гарантий не дадут, многое будет зависеть от квалификации персонала, говорит гендиректор фирмы по производству средств безопасности «Арли спецтехника» Аркадий Лившиц.