Погорели на малом

Контрольно-счетная палата Москвы проверила, насколько эффективной была помощь малым и средним предприятиям, и пришла к неутешительным выводам. Про программу поддержки знают не более 5% предприятий, а из-за спекулянтов город недополучил 31 млрд руб.

Московские власти не владеют полной информацией о средствах, выделенных из бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса, и о результатах этой поддержки, пишет в отчете Контрольно-счетная палата Москвы (КСП, опубликован на ее сайте). Информация, поступающая из разных ведомств, противоречива: в налоговых органах – одни данные, в Мосгорстате и других структурах – иные, говорит председатель КСП Виктор Двуреченских. К примеру, в полном объеме не ведется Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в реестр включены организации, зарегистрированные в других регионах.

Поддержка оказывается без четко выстроенных приоритетов и не зависит от вида деятельности предпринимателей, говорится в отчете. Основным механизмом имущественной помощи в 2009–2010 гг. стала льготная ставка арендной платы за нежилые помещения (предоставлено в аренду 2,38 млн кв. м).

Кроме того, помощь получали одни и те же организации или аффилированные с ними компании. Как рассказал Двуреченских, некоторые организации злоупотребляли правом на пониженную арендную ставку: они брали в аренду помещения и перепродавали права на нее. Суммарный объем выпадающих доходов бюджета из-за льготной ставки за два года аудиторы оценили в 31 млрд руб.

Двуреченских считает, что в городе слишком много организаций, которые оказывают поддержку малому и среднему бизнесу, – их 79 (к примеру, в Санкт-Петербурге их восемь, а в Тюмени – три). К июлю власти подготовят программу поддержки малого и среднего предпринимательства в Москве на 2012–1016 гг., заявил вчера руководитель департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства столицы Алексей Комиссаров. По данным «Опоры России», о существовании нынешней программы в Москве знают 3–5% субъектов малого и среднего предпринимательства. Низкий уровень информированности о господдержке – одна из причин ее низкой востребованности со стороны предпринимателей, говорится в отчете КСП.