Навыки устной и письменной речи повышают цену управленца

Факультативы по ораторскому мастерству и навыкам презентации есть во многих ведущих российских школах MBA. Почему же до сих пор наши топ-менеджеры в большинстве своем косноязычны?

Рудимент коллективизма. Анна Карташова

руководитель «Психологического центра на Волхонке»:. У нас еще недавно презентация своих идей расценивалась как попытка противопоставить себя коллективу, в докладах избегали местоимения «я», используя вместо него формулировки типа «у нас созрела мысль» или «есть идея». Должно пройти время, чтобы менталитет поменялся.

Некоторые российские компании не придают особого значения тому, как говорят их сотрудники. Главное – результаты работы, а форма не имеет значения, – говорит Ксения Шматкова, корпоративный директор по управлению персоналом сети кофеен «Шоколадница». – Искусству презентации больше внимания уделяют в инновационных, прозападных компаниях, а остальные работают по старинке, решая проблемы в ходе обычных переговоров».

Нудный стереотип

Роман Иванов, старший партнер консалтинговой компании Formatta, вспоминает случай из недавней практики: молодой руководитель крупной энергетической компании заказал тренинг по искусству презентации после того, как потерял целый день, выслушивая презентации собственных топ-менеджеров – они настолько нечетко и путано излагали, что руководитель ничего не понял из их выступлений.

А Радислав Гандапас, совладелец и ведущий тренер компании «Ораторика», недавно проводил тренинг по навыкам презентации для топ-менеджеров представительства одного крупного иностранного банка в Москве. В первые же минуты он отпустил на рабочие места треть всех присутствовавших иностранцев и только двух российских менеджеров:«С презентациями остальных наших менеджеров пришлось изрядно поработать».

На Западе, рассказывает Гандапас, риторике и искусству презентации обучают со школьной скамьи. Кроме того, в западной культуре существует традиция яркой проповеди. «У нас же доклад – это всегда нечто заумное, скучное и нудное. И стереотип трудно изжить», – объясняет он.

В России до революции, рассказывает Иванов, обучали риторике, например, офицеров царской армии – на экзамене они должны были за 22 минуты пересказать внятным и доходчивым языком 45 страниц текста из учебника: «После революции риторику в наших школах преподавать перестали. Результат налицо».

Перевернуть письмо

Иванов некоторое время назад вел деловую переписку с американскими компаниями Google и General Electric. Из первой получал письма в неформальном стиле со смайликами в конце фраз, из второй – формализованные послания. Тем не менее все письма строились по одной жесткой структуре: описание проблемы и задачи, которые надо решить, предложения и аргументация, конкретный список решений и альтернатив. «На Западе стиль зависит от корпоративной культуры, но структура бизнес-послания всегда одна и та же», – говорит Иванов. В нашем бизнесе, добавляет он, мало кто структурирует бизнес-послания – пишут как бог на душу положит: «Иногда, чтобы понять, что написано, я перестраиваю письмо по американской структуре. Тогда становится ясна мысль автора».

Александра Карепина, автор книги «Искусство делового письма» и бизнес-тренер по деловым коммуникациям, не раз замечала на тренингах, что многие стараются написать деловое письмо как можно более официальным языком. В итоге получается казенно и нечитабельно, говорит она и приводит в пример фразу из письма, которое получила от подчиненного ее подруга: «Не имея в виду, что моя презентация клиенту Х была неудачной, я считаю необходимым, несмотря на это, решить указанную проблему».

Чтобы избежать ляпов в деловой переписке, следует разработать четкие стандарты внутренней и внешней корреспонденции в компании, считает Шматкова из «Шоколадницы»: эти правила должны быть доступны на внутреннем сайте компании и поддержаны руководством, которое тоже их соблюдает.

Обязательный предмет

«Мне знакомо это ужасное чувство, когда ты говоришь, а аудитория тебя не понимает», – вспоминает свои первые презентации Александр Богза, заместитель гендиректора компании «Евробетон» и выпускник ВШБ ГУУ. Тогда коллега посоветовал ему пройти специальный тренинг, и он пошел на курсы эффективной презентации. «Меня научили структурировать выступление и держать внимание аудитории. Это очень помогает в работе», – говорит теперь он.

Примерно 10 ведущих российских школ MBA ввели по выбору две дисциплины: искусство презентации и искусство деловых коммуникаций, говорит Юрий Тазов, директор по маркетингу ВШМБ РАНХ и президент Российской лиги MBA. «На Западе искусство презентации входит в классический набор дисциплин MBA, но там это тоже необязательный курс», – уточняет он.

В ВШМБ искусство презентации преподают профессиональные бизнес-тренеры по риторике и театральные деятели. «Для тренировки наши студенты заучивают куски ролей и декламируют их перед аудиторией», – говорит Тазов. Он вспоминает бизнесмена из Нижнего Новгорода, который захотел пройти этот курс в интенсивной форме за три дня – готовился к участию в тендере на открытие нового регионального филиала крупной иностранной компании. И ему это удалось: составил грамотную презентацию, выиграл тендер и получил $9 млн на обустройство нового филиала.

Навыкам презентации надо обучать в обязательном, а не в факультативном порядке, полагает Иван Белохвостиков, директор региональной сети французского банка Satelem, который закончил курс по искусству презентации в ВШМБ РАНХ. Навыки презентации помогают менеджеру добиться финансирования, продать продукт или устроиться на хорошую работу, говорит Карепина. «Если наши менеджеры научатся грамотно говорить и писать, они сэкономят время, затрачиваемое компаниями на коммуникации и принесут больше пользы работодателю», – уверен Иванов.

«Мой сын учится в школе. Недавно у них ввели курс риторики, и раз в месяц они делают презентации», – рассказывает Александр Богза. Возможно, новое поколение российских менеджеров будет красноречивее, потому что этот навык сформируется у них в детстве, заключает он.