Как можно заработать на ходьбе с лыжными палками

Бывший гендиректор компании Finn Flare Анастасия Гущина основала школу скандинавской ходьбы. И хотя на старте предпринимательница потеряла в доходах, зато выиграла в качестве и смысле жизни
С.Портер

Анастасия Гущина всегда чему-то училась: в педагогическом институте, потом в ВШЭ, где получила MBA в сфере финансов. Занимая руководящие посты, успевала самосовершенствоваться – освоила психологию, стала инструктором по йоге и пилатесу. Часто бывая в командировках в Финляндии, она заинтересовалась скандинавской ходьбой (Nordic Walking) – популярным у финнов и необычным для России видом фитнеса. Суть его вот в чем: чтобы увеличить нагрузку на мышцы тела и сердце, а также разгрузить суставы, во время ходьбы используют специальные палки, похожие на лыжные. Таким образом можно пройти много километров и с большой скоростью, не устав. Заниматься лучше в парках или за городом.

С людьми и на воздухе

В 2008 г. Анастасия уволилась из Finn Flare, где проработала 14 лет. Ей хотелось сделать что-то свое, для души, но при этом приносящее прибыль. Здоровье и красота всегда были моим пунктиком, улыбается Гущина. Еще работая по найму, она организовывала «похудательные» туры для женщин на воды в Прибалтику: там клиентки получали спа-процедуры, тренировались на свежем воздухе, приятно общались. Возвращались довольные и постройневшие. Поэтому как тренер и «консультант по двигательным практикам» Анастасия заработала себе имя и репутацию. Благодаря активным занятиям и новым планам сама преобразилась: похудела и даже сменила имя, взяв псевдоним – девичью фамилию матери Полетаева (еще в 2007 г. она основала компанию «Полетаева и Ко»).

Когда Анастасия впервые привезла в Москву палки для ходьбы, знакомые посмеивались над ней и не верили, что россиян можно приобщить к столь странному спорту. В марте прошлого года начала работать Школа скандинавской ходьбы Насти Полетаевой. Создавая школу, она была убеждена, что спрос на этот вид фитнеса можно сформировать: «Есть немало людей, которые по разным причинам не хотят ходить в спортклубы – к примеру, нет денег или просто скучно заниматься в залах. А скандинавская ходьба доступна всем: людям любого возраста и достатка, здоровым и не очень».

Палочный метод

Инвестиции в школу составили 1 млн руб. из личных сбережений Анастасии. Офис не потребовался – нужны были инструкторы, которые стали бы заниматься с людьми в парках и других природных зонах.

Первое, что пришлось сделать, – это открыть сайт Schoolnw.ru. Ведь надо было рассказать, что такое ходьба с палками, какое оборудование правильное, где лучше тренироваться. Сайт стал работать и как интернет-магазин, торгуя палками и видеокурсами тренировок.

Весной прошлого года в Москву прибыла первая партия палок из 50 штук. Гущина начала сама проводить инструктаж для клиентов и вербовать инструкторов. Первым инструктором стала клиентка Анастасии, которая ездила с ней в «похудательные» туры.

Все услуги, в том числе обучение инструкторов, платные. Кроме того, каждый новообращенный тренер должен купить пять пар палок. Цена комплекта – от 2000 руб. «Когда я начинала, палки в Москве не продавались вообще, но уже к лету они появились в некоторых сетях спорттоваров», – говорит Гущина. Она предполагала, что новый вид фитнеса, поскольку он доступный и подходит для восстановления даже тяжелобольных людей, поддержат власти, поликлиники, врачи. Однако, к примеру, попытки договориться с поликлиниками о бесплатном размещении рекламных плакатов оказались безуспешными. Цена размещения одного плаката в поликлинике на месяц – 10 000 руб., что дорого для маленькой компании на этапе старта. Однажды Гущина попыталась выступить на конференции по реабилитационной медицине и рассказать о ходьбе с палками на фактах, которые могли бы оказаться полезными физиотерапевтам. «Однако мне не дали этого сделать, хотя сначала взяли 3000 руб. за выступление», – замечает она. Выяснив, что у нее нет медицинского образования, выступление отменили – правда, деньги вернули. Пробовала давать рекламу в глянцевых журналах, но разочаровалась: дорогая и совсем не работает.

Сумма дел

Наилучшим способом привлечения новых клиентов стала традиция проводить праздники в парках для всех желающих (бесплатные). Обучение на таких встречах сочетается с общением: люди знакомятся, находят таких же желающих заниматься ходьбой в своих районах.

Сейчас у школы только в Москве 14 клубов – занятия проводят инструкторы, например, на Воробьевых горах, в Коломенском или Ботаническом саду. Несколько инструкторов работает в российских регионах, на Украине и в Белоруссии. В Самаре клуб базируется в отделении реабилитации онкологического центра.

В марте этого года вместе с партнером Полетаева открыла школу пилатеса «Линия тела». Арендовали два зала, в которых проходят групповые и персональные тренировки, там же есть курсы для тренеров. Впрочем, основной доход приносит создание домашних студий пилатеса – клиенту это обходится в среднем в $10 000–12 000. «Мы уже создали три такие студии», – говорит Анастасия. Она, кроме того, продолжает организовывать оздоровительные туры.

«Доходы мои стали ниже, чем когда я работала по найму, но удовлетворения свое дело приносит больше: раньше я много часов в день проводила в офисе. Сейчас я стала свободнее, а занятия – разнообразнее», – объясняет Гущина. Если развивать сразу несколько небольших бизнесов, то в сумме они могут стать по-настоящему прибыльными.

Неудобные города

Тренировки по скандинавской ходьбе в фитнес-клубе «World Class Жуковка» появились в 2000 г. «Эта программа стала очень востребованной среди членов наших клубов: она проходит на свежем воздухе и представлена во всех 17 московских клубах сети», – отмечает Алена Артемова, пресс-секретарь компании «Русская фитнес группа» (управляет сетью фитнес-клубов World Class). В выходные дни на тренировку, к примеру, в Нескучный сад или на Гребной канал в Крылатском приходит до 30 человек. Однако Гущина в эти цифры не верит: «В крупных клубах это направление пока развито слабо».

В петербургской компании «Евроспорт», торгующей спортивным оборудованием, направление скандинавской ходьбы открыли в 2007 г., рассказал ее исполнительный директор Денис Шайдуллин. В двух магазинах «Все для спорта» динамика продаж палок хорошая: в прошлом году объемы продаж выросли на 80% по сравнению с 2009 г. И все же такой популярной, как, например, футбол, скандинавская ходьба у нас вряд ли станет: человек, шагающий с палками, все еще выглядит как белая ворона, улыбается Шайдуллин.

В Москве нет инфраструктуры для развития этого вида фитнеса: в центре вообще нет парков, подходящих для занятий, убежден Юрий Балушкин, директор по спецпроектам ИД «Здоровье». А интенсивные тренировки в загазованных районах вместо оздоровления могут, напротив, обернуться проблемами со здоровьем, предупреждает он.