Поддерживаем, но осуждаем

Владимир Путин снова разошелся в оценке действий Запада в Ливии с другими российскими политиками – депутатами и помощником президента. Нет единой точки зрения и в политэлите США

Полемику спровоцировало неучастие России в голосовании по резолюции Совета Безопасности ООН, санкционировавшей применение силы. Наиболее благожелательно к западным партнерам высказался вчера днем помощник президента Сергей Приходько. Россия считает аморальным осуждение позиции тех, кто борется с ливийским лидером Муамаром Каддафи, заявил он журналистам. Именно «недопустимые действия самого Каддафи» являются причиной того, что происходит в Ливии, напомнил он позицию Кремля.

Госдума свое отношение попыталась выразить в принятом вчера специальном заявлении. Россия не согласна с тем, как стремится навести порядок в Ливии действующая власть, но столь же отчетливо выражает несогласие с тем, как пытается навести порядок в Ливии коалиция, объяснял депутатам председатель международного комитета Госдумы Константин Косачев. «Так в чем все-таки заключается позиция России?» – попросил уточнить депутат-коммунист Анатолий Локоть. Из текста принятого заявления следует, что Россия выражает озабоченность действиями союзников и призывает все стороны немедленно прекратить огонь.

Наиболее жестко высказался вечером находившийся с официальным визитом в Сербии Путин, развивший свой прежний тезис о неправомерности действий союзников: «Наносятся удары по всей территории страны. Как же можно с целью защиты населения выбирать такие средства, которые приводят к увеличению жертв среди мирного населения?»

Разнонаправленные заявления российских политиков – попытка сохранить пространство для маневра в случае изменения ситуации, уверен эксперт Центра политконъюнктуры Максим Минаев.

Нет единства по операции в Ливии и в странах – участницах коалиции. Конгрессмен-республиканец Деннис Кусинич вчера предложил конгрессу США немедленно перекрыть финансирование операции. Его поддержали некоторые коллеги. По данным минобороны США, один пуск крылатой ракеты «Томагавк» обходится в $1–1,5 млн. За четыре дня операции было выпущено не менее 162 таких ракет.

Пятый день операции не стал переломным: силы Каддафи по-прежнему сохраняют контроль над Триполи и всей западной частью страны, нанося удары по находящейся на востоке Мисурате, а Бенгази и район вокруг него контролируется повстанцами.