Москве больше не нужны новые торговые площади

Рынок торговых центров в Москве близок к насыщению: за последние 10 лет построено 102 таких объекта

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Потоки покупателей между торговыми центрами перераспределяются и число посетителей на 1 кв. м снижается, подтверждает руководитель дирекции маркетинга Инвестиционной компании ТПС (управляет торговыми центрами) Татьяна Корсакова.

В 2010 г. количество посетителей торговых центров на 1 кв. м снижается, в среднем — на 11,63% до 0,6 человека, подсчитали аналитики Watcom Data Consulting. Учтены данные по 60 примерно из 100 московских торговых центров площадью не менее 5000 кв. м, рассказывает управляющий партнер компании Алексей Князев, посетителей считает установленное на входе оборудование, данные раз в неделю передаются в компанию и обрабатываются.

Впервые снижение индекса посещаемости ТЦ Watcom Data Consulting зафиксировала в 2009 г. — из-за кризиса, объясняет Князев, а в 2010 г. число посещений снижалось из-за близкого насыщения рынка.

А вот число посетителей московских торговых центров «Мега» и IKEA растет: в 2010 финансовом году (с 1 сентября 2009 г. по 31 августа 2010 г.) их было 212 млн, говорит представитель компании IKEA Оксана Белайчук. Президент и исполнительный директор группы компаний IKEA Микаэль Ольссон в интервью «Ведомостям» рассказывал, что из-за высокого спроса IKEA хочет открыть в Москве еще три магазина. Количество посетителей в среднем на 1 кв. м снижается — за счет менее успешных торговых центров со слабой концепцией и непродуманным набором арендаторов, объясняет Князев.

По данным Cushman & Wakefield, за последние 10 лет в Москве построено 102 торговых центра. В 2010 г. возведено 10 торговых центров полезной площадью 380 000 кв. м, в планах на 2011-2012 гг. — еще 18 объектов. Много также проектов, срок ввода которых пока сложно определить, знает заместитель руководителя отдела исследований компании Лада Белайчук.

С открытием новых торговых центров потоки будут перераспределяться, уже зарекомендовавшие себя если и потеряют посетителей, то незначительно, говорит Илья Красильников из NAI Becar, а вот новым придется выделяться нестандартными арендаторами и новыми услугами.

В 2011 г. в Москве заявлено к вводу 670 000 кв. м, сообщают аналитики компании Astera, но, по их мнению, рынок торговой недвижимости далек от насыщения — Москву ждет серьезный дефицит предложения.