Исходный кот

«Исходный код» (Source Code) Данкана Джонса можно смотреть как очередную экранизацию парадокса Шредингера про кота в ящике, который одновременно жив и мертв. И даже в лице исполнителя главной роли Джейка Джилленхола есть, право, что-то кошачье

Ящик в фильме не умозрительный, а буквальный – металлическая капсула, в которой капитан ВВС США, выполнявший на вертолете боевое задание в Афганистане, оказывается всякий раз после взрыва электрички около Чикаго.

Стоп, какая электричка? В ней у капитана чужое лицо в зеркале, чужое имя Шон (учитель истории, документы прилагаются), незнакомая девушка напротив (Мишель Монахан) и восемь минут, чтобы вычислить террориста.

В капсуле у капитана есть только экран, а в нем женщина-офицер (Вера Фармига), которая говорит, что на объяснения нет времени и надо попробовать еще раз.

Но сюжетная интрига, понятно, состоит не в поиске террориста. Штука в том, что в отличие от теоретического кота герой Джилленхола обладает способностью к рефлексии и его очень интересует, жив он все-таки или мертв. А следовательно, может ли позвонить папе.

К сожалению, избыток мелодраматизма – то, чем Данкан Джонс пытается компенсировать недостаток убедительности. Если пассажиры электрички все до единого выглядят как персонажи компьютерного симулятора (и к тому же взрываются с регулярностью рекламной паузы), остается срочно подключать семейные переживания и вычерчивать любовную линию, точнее пунктир, потому что девушке далеко не сразу удается дожить до поцелуя.

Но в механической повторяемости, как заметил еще Бергсон, содержится источник комического, а Джилленхол слишком похож на печального клоуна, чтобы воспринимать всерьез трагические обстоятельства, в которых оказался его герой.

Поэтому «Исходный код» кажется ближе не к тротиловым боевикам о террористах, а к фантастическим комедиям 80-х – начала 90-х. Похожим ностальгическим духом старой кинофантастики был пропитан и дебютный фильм Джонса «Луна 2112», только там постановщик остроумно обошелся без статистов: персонаж комика Сэма Рокуэлла имел дело либо с компьютером, либо с собственными клонами. А герою Джилленхола приходится вступать в отношения с десятком гигабайтов, притворяющихся пассажирами: хватать их за воротник, бить по лицу или отбирать мобильные телефоны.

Но если не судить фильм Джонса по меркам высоких образцов экранной фантастики, а взять сравнения попроще (например, романтическую комедию «Осторожно, двери закрываются» или совсем свежую экранизацию Филипа Дика «Меняющие реальность», тоже сделанную в жанре ромкома), претензий остается не так уж много.

Слишком опереточный злодей-ученый (Джеффри Райт), предвкушающий выгоду от успешного эксперимента над героем Джилленхола. Лишние несколько минут (восемь?) после эффектного стоп-кадра в финале. И, наконец, необъяснимое пренебрежение авторов к главному пострадавшему в результате манипуляций с параллельными реальностями: ни в одной из них не нашлось места скромному учителю истории по имени Шон. Капитаны ВВС, конечно, всегда важнее.