В галерею Церетели завезли необычные цветы

Новые выставки фотофестиваля открылись в Московском музее современного искусства – здесь объединены фотография и видео – и в галерее Церетели, где соседствуют ретроспективы и авторские фотосерии
Таковы «Цветы» Дмитрия Булныгина/ ММСИ

В ММСИ в Ермолаевском открылся проект предельно неопределенный. Авторы тут молодые, но и немолодые тоже, где-то имя куратора стоит, где-то отсутствует, названия нет ни у всего проекта, ни у отдельных групп работ, условно-тематически разбросанных по этажам здания. Если уж начинать смотреть – то с верхнего этажа, тут выделяются художники, для которых стиль и мода не то, о чем пишет Vogue. Здесь показаны два забавных видео заслуженных авторов: социологический мини-мюзикл «Рандеву в бутике» Фабрики найденных одежд и галлюциногенно-юмористическая работа Дмитрия Булныгина о цветах, составляющихся из голых задниц. Здесь же почти киношная фотосерия Anti-fashion Дениса Хоменкова. Парадоксальное, с легким налетом олигофрении обаяние модели Алены Petite работает на придуманные художницей Натальей Першиной (Глюклей) одеяния, которые являются чем-то большим, нежели винтаж: заново перекроенное или напяленное так просто старье не становится снова модным, а приобретает особый поэтический смысл. Снимки, сделанные в неприбранных интерьерах старой квартиры, невелики и потому насыщены по фактуре. Манера же других представленных в экспозиции авторов размахивать формат служит им плохую службу: слабые композиции окончательно проваливаются, наивные идеи бьют в глаза. Так произошло с показанными здесь в больших количествах «социалками» и девичьими фантазиями – про гастарбайтеров в адидасе, стриптизерш в перьях, про девочек-подростков на крышах. Почему эти снимки покинули пределы виртуальных дневников авторов и удостоились высокой чести быть распечатанными в реальный мир?

Единственный чистый молодой голос среди этого – выпускница Школы Родченко Марго Овчаренко с серией портретов юношей и девушек, в которой ей удалось сделать фотографии простые и прозрачные по языку настолько, что даже некоторая присущая им хипстерская претенциозность почти совсем растворилась в холодном дневном свете.

Что касается выставок в галерее искусств Зураба Церетели, то идти сюда стоит точно не ради авторских серий, годных разве что для разовой журнальной публикации, а ради кураторских подборок. Например, в проекте «Mirror Effect / Обращение» обыгрывается соприродный самой фототехнике мотив отражения и повтора, прослеженный в основном по советским и постсоветским снимкам. Атанас Суткус наносит ответный удар Дайан Арбус с ее знаменитыми близнецами, Бальтерманц снимает Буденного у его же парадного портрета, а концептуалист Чуйков выстраивает зеркальные натюрморты в духе Петрова-Водкина.