Игроки: Козырь в рукаве

UniCredit

Международная финансовая группа.. Крупнейшие акционеры - Mediobanca (6,76%), Aabar Luxembourg (5%), остальные акции – в свободном обращении. Капитализация –35,48 млрд евро. Финансовые показатели: активы (на 30 сентября 2010 г.) – 968,8 млрд евро, капитал – 67,93 млрд евро, чистая прибыль (девять месяцев 2010 г., за вычетом доли меньшинства) – 1 млрд евро.

Сейчас очень модно говорить о том, насколько важна социальная активность населения в повышении качества жизни и общей ситуации в стране, в которой мы живем. Ежемесячно каждый среднестатистический гражданин России перечисляет налоги, и для многих это является «галочкой» в поле «социальная ответственность», их участие в жизни общества на этом заканчивается. При этом, согласно опросам, люди теоретически готовы помогать другим, участвовать в благотворительных акциях и т.д., но по самым разным причинам не могут это делать. Самая распространенная из этих причин – элементарное незнание того, как и в каких проектах можно принять участие, какие существуют благотворительные программы и фонды. Зачастую источником такой информации выступает организация, в которой человек работает. В связи с этим задача социально ответственной организации – пробудить и поддержать в сотрудниках сострадание и желание помогать тем, кто в этом нуждается, организовать и привлечь их к участию в благотворительных проектах. Даже если со временем наш сотрудник уйдет в другую организацию, помимо набора профессиональных качеств он привнесет с собой бесценный опыт «возделывания добра».

Юникредитбанк более 10 лет активно привлекает своих сотрудников к участию в различных благотворительных программах. Безусловно, во многом это заслуга как предыдущего, так и нынешнего руководства банка, чья инициатива поддерживается председателем правления Михаилом Алексеевым при непосредственном участии рядовых сотрудников. Юникредитбанк в течение многих лет оказывал посильную финансовую помощь многим некоммерческим организациям, образовательным учреждениям, медицинским клиникам и больницам, а также частным лицам. Но речь не идет о том, что банк воспитывает свой коллектив, скорее, это сотрудники организуют и дисциплинируют социальную деятельность банка. Значительная часть проектов, принятых к реализации, основана на идеях, предложенных к рассмотрению именно нашими сотрудниками.

Благотворительная деятельность банка никогда не ограничивалась только финансовыми вливаниями в те или иные программы. Наши коллеги одинаково активно принимали участие как в сборе средств под конкретные нужды в рамках внутрикорпоративной благотворительной программы «Личный вклад вашего сердца», так и в проведении волонтерских акций, где требовалось их непосредственное присутствие (это такие проекты традиционного волонтерства, как строительство игровых площадок и песочниц в детских домах, проведение развивающих мастер-классов для детей, отстающих в развитии, и т.д.). Кроме того, сотрудники поддерживают программы, воплощающие сочетание корпоративного волонтерства и грантовых программ: проект «Чердынь» и проект «Ты можешь помочь».

В период сокращения бюджетов и перераспределения средств внутри бизнес-подразделений волонтерство - это один из наиболее рациональных способов поддержания работы в сфере социальной ответственности. Если организация под давлением тех или иных обстоятельств вынуждена сокращать благотворительные программы, просто необходимо предложить сотрудникам некую альтернативу. Корпоративное волонтерство для «бизнеса» – это тот самый козырь в рукаве, который способен повысить эффективность благотворительных программ при значительной экономии бюджета компании и, одновременно с тем, положительно повлиять на индекс приверженности сотрудников организации, поддерживая в них чувство вовлеченности в общее дело и предлагая мероприятия, направленные на сплочение коллектива.

Нужно строить мосты

Нужно помнить, что культура волонтерства – это особая сфера благотворительной деятельности, которая должна пройти через несколько этапов становления, принятия, укоренения и т.д. В построении такой культуры очень важно учитывать экспертное мнение НКО, которые знают рынок и его потребности. «Бизнес» готов финансировать эти потребности, но не всегда готов делать это посредством НКО.

Перенасыщенность рынка рождает некоторые стереотипы и предубеждения как у «бизнеса» в отношении НКО, так и у многочисленных фондов и некоммерческих организаций в отношении «бизнеса». НКО свойственно мнение, что «бизнес» «тянет одеяло на себя» и не готов принимать и рассматривать действительно острые моменты и оказывать поддержку, к примеру, хосписам. «Бизнес» же зачастую считает, что из него просто выкачивают средства. На этом этапе мы сталкиваемся с определенного рода пробелом во взаимопонимании - ямой, где с одной стороны стоит НКО, обладатель знаний, а с другой – «бизнес», денежное хранилище.

Построить между ними мост возможно, только прицельно работая в направлении налаживания обоюдовыгодных взаимоотношений. Как это сделать – непростой вопрос. При грамотно выстроенном взаимодействии и слаженной стратегии мы бы смогли двигаться в одном направлении, тем самым добиться существенных результатов на пути развития не только волонтерства в России, но и на пути поддержания благотворительности в целом.

На сегодняшний день, на мой взгляд, «бизнес» готов к диалогу с НКО, и этим непременно стоит воспользоваться. Следует честно признаться в том, что же нам нужно друг от друга. К примеру, определить следующие отправные точки: «бизнес» требует от НКО четкости, прозрачности и гибкости, а НКО от «бизнеса» – последовательности, обязательности и заинтересованности. Опираясь на эти базовые договоренности, можно начать двигаться в заданном направлении по выстраиванию обоюдовыгодных отношений.