Партия «Войны» сделана

На VI Всероссийском конкурсе в области современного искусства «Инновация» с разгромным счетом победила «Война» и ее партия
Фирменный стиль «Инновации» – иронично-технологичный/ ИТАР-ТАСС

Лучшей работой прошлого года в области визуального искусства семь членов жюри конкурса «Инновация» единогласно посчитали акцию группы «Война». (Не приехавшая из Лувра Мари-Лор Бернадак, очевидно, голосовала заочно.) Этим летом, когда фаллический рисунок, за 23 секунды изображенный активистами «Войны» во всю длину встающей половины разводящегося Литейного моста, стремительно тиражировался в интернете, никто и представить себе не мог его последующего признания. Даже выдвижение этого произведения на «Инновацию» казалось шуткой.

Но как только продвижению охальников к победе в конкурсе, организованном госучреждением, начали чинить бюрократические препятствия, плененный ФСБ член часто без сомнения и иронии стали называть шедевром, протестное уличное искусство – важнейшим из всех искусств, участников группы – героями.

Нынешнюю победу «Войны» на «Инновации» можно считать тотальной, большинство награжденных – публичные поклонники ее акции. Получивший «Инновацию» за лучший кураторский проект Юрий Аввакумов грозился отказаться от участия в конкурсе, если в нем не оставят «Войну».

Один из победителей в номинации «Молодая генерация», Арсений Жиляев, больше функционер современного искусства, чем художник, в открытом письме, отбросив вежливость, многословно отчитал художника Бориса Орлова, сомневающегося в разумности выдвижения «Войны» на премию. И если выставка «День открытых дверей. Особняк– гимназия – клиника – музей» Аввакумова – сложная, тонкая культурная работа, вписывающая современное искусство в историю старого московского особняка, то «Разумный эгоизм» Жиляева – неаккуратно наклеенные фотографии с глубокомысленным комментарием. Жюри наградило его вместе с талантливо гнущей свою линию Аней Желудь, мастером скульптуры из металлического прута.

На премию Артема Лоскутова (номинация «Региональный проект») тоже легла тень «Войны». Он также занимается уличными акциями, регулярно под Первомай выводя на улицы людей с плакатами идиотски бессодержательными, вроде «Ты чё? А не чё!». Новосибирская милиция «Монстрации» Лоскутова не любит, в хеппенингах не смыслит.

Награжденные Илья и Эмилия Кабаковы (за вклад в развитие современного искусства), Герман Титов (за поддержку современного искусства) и Антонио Джеуза (за трехтомное исследование по истории русского видеоарта) никак с победителем в главной номинации не связаны, по поводу Литейного не высказывались.

Но страшнее всего вирус «Войны» поразил генерального директора Государственного центра современного искусства Михаила Миндлина, он тоже теперь на вопросы прямо не отвечает и чуть что – начинает кричать.

На короткой и яркой церемонии награждения в «Гараже», которую украшала финская группа Mieskuoro Huutajat (хор крикунов), чье прекрасное кричание зверски портили динамики, было в этом году неуютно. На пути к победе «Войны» случилось слишком много баталий. Честно сказать, забила уже всех эта «Война» с ее мостом.