Сделка без денег

Контрольный пакет НМТП достался «Транснефти» и «Сумме капитал» фактически бесплатно: сделку оплатил сам порт, взяв на это кредит у Сбербанка

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Новороссийский морской торговый порт

стивидорный холдинг. Основные владельцы – Novoport Holding (50,1%), государство (20%), структуры РЖД (5%). финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2010 г.): Выручка – $499,4 млн, прибыль – $233 млн.

Приморский торговый порт

Финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2010 г.): Выручка – 2,99 млрд руб., прибыль – 1,34 млрд руб.

«Сумма капитал» и «Транснефть» заплатили за 50,1% Новороссийского морского торгового порта (НМТП) немногим больше $2 млрд, заявил на организованном «Ведомостями» Евразийском транспортно-логистическом форуме президент «Суммы капитал» Марат Шайдиев. Ранее источники «Ведомостей», близкие к НМТП и его бывшим владельцам, говорили, что сумма составила около $2,5 млрд.

Сделка была закрыта в январе 2011 г., но еще осенью прошлого года «Сумма» и «Транснефть» продали НМТП за $2,15 млрд 100% Приморского торгового порта (ПТП). Сделку профинансировал Сбербанк, который перед ее проведением одолжил НМТП $1,95 млрд. Исходя из слов Шайдиева, после этого они заплатили схожую сумму бывшему владельцу 50,1% НМТП — Kadina Ltd Александра Пономаренко, Александра Скоробогатько и Аркадия Ротенберга. То есть, по сути, сделка была проведена без денег. Представители «Суммы» и «Транснефти» не стали это комментировать.

Однако, исходя из названной Шайдиевым цены, «Сумма капитал» и «Транснефть» заплатили 45% премии к рыночной цене: на момент сделки стоимость 50,1% акций порта на LSE составляла $1,38 млрд. Но миноритарии НМТП от проведения этой сделки пострадали: более эффективный новороссийский порт оценили дешевле, чем ПТП, отмечает аналитик «Метрополя» Андрей Рожков.

Похоже, изначально продавцы и покупатели договорились, что сделка должна быть безденежной, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Бывшие акционеры НМТП давно хотели продать актив, однако запросили за него довольно высокую цену и «Сумме» и «Транснефти» пришлось подгонять оценку ПТП, чтобы она соответствовала запросу продавцов, полагает Сахнова. А сама схема сделки была выбрана исходя из удобства ее проведения, считает Рожков: «Сумма» и «Транснефть» могли бы взять кредит на ПТП, а затем этот порт мог бы выкупить долю в НМТП, но этот долг все равно оказался бы на объединенной компании.